Главное


Экономика
 
Обзор инвестиционных зон Китая
 
Инвестиционные зоны в Китае являются важным механизмом как для иностранных инвесторов, где они получают льготные условия для ведения определенных видов бизнеса, так и для Китая, где экспериментально отрабатываются новая концепция бизнеса и в контролируемом виде происходит открытие рынка.

 

ВИДЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗОН
В Китае существует несколько различных видов инвестиционных зон. Начнем с наиболее крупных.
"Специальные Экономические Зоны". СЭЗ ограничены несколькими городами на юге КНР, такими, как Шеньчжень, Сямень, Хайнань, Шаньтоу и Чжухай. Каждый их этих городов имеет право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство независимо от провинциального правительства. Во всех этих зонах предоставляется значительно сниженная ставка налога на прибыль предприятий - 15% от прибыли, в то время как общенациональная ставка этого налога составляет 33%. Рассматриваемые зоны являются закрытыми территориями, и для въезда в них китайцам необходимо иметь специальное разрешение. Эти города привлекают лучшие деловые и людские ресурсы Китая, однако являются достаточно дорогими местами для проживания. Новый район Пудун в Шанхае является подобной структурой, однако без ограничений во въезде, и нацелен он главным образом на финансовый и бизнес-обслуживающий сектор.
Следующим видом инвестиционных зон являются так называемые "Открытые города". Первоначально это были 14 городов восточного морского побережья, которые уже имели довольно развитую деловую инфраструктуру и изначально были нацелены на то, чтобы служить в качестве "ворот" во внутренние районы Китая. В 1992 году этот статус распространился на все провинциальные центры и города в приграничных районах. Такие города имеют большое количество "суб-зон", предлагающих налоговые льготы, подобно СЭЗ.
"Зоны Развития Экономики и Техники" широко разбросаны географически, они находятся практически во всех основных городах северной части страны, а также в более мелких прибрежных районах. Подобно СЭЗ, они имеют право принимать собственные правила по вопросам регулирования бизнеса, но они более нацелены на развитие интенсивных технологий. Местные власти имеют право самостоятельно одобрять проекты стоимостью до 30 миллионов долларов США. Налоговые льготы в отношении инвестиций со сроком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоят в применении 15-ти процентной ставки налога на прибыль, а для проектов, со сроком действия менее 10 лет - в размере 24-х процентной ставки данного налога. В то время как некоторые из наиболее известных инвестиционных зон могут быть довольно дорогими, "Зоны Развития Экономики и Техники", расположенные во второстепенных городах, часто являются более приветливыми к иностранным инвесторам и предоставляют хороший уровень сервиса по довольно разумной цене.
"Зоны Развития Высоких Технологий". Данным зонам, расположенным в "Открытых городах", разрешено предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Однако местные правительства часто имеют очень слабое понятие о "высоких технологиях". Некоторые из "Зон Развития Высоких Технологий", такие как пекинская (Zhongguancun) или сяменьская, имеют, однако, довольно высокие стандарты. Рассматриваемые зоны предлагают, опять же, налоговые льготы подобные предоставляемым в СЭЗ, но предоставление этих льгот входит в компетенцию Министерства Науки и Техники, а не местных властей. "Зоны Развития Высоких Технологий" часто располагаются вблизи с университетами, которые могут дать им богатый источник молодых талантов.
В Китае в настоящее время существует 15 одобренных Центром "Свободных Торговых Зон" (бондовых районов), расположены они все главным образом вдоль восточного морского побережья, и находятся в основных портах или рядом с ними. Основная деятельность таких зон связана со складированием и экспортом грузов. В таких зонах предоставляется освобождение от экспортных и импортных пошлин, а также предоставляется возможность проведения платежей как в юанях, так и в иностранной валюте по сделкам, совершаемым в пределах зоны.
Зоны местного уровня, в последнее время распространившиеся в Китае в большом количестве, являются еще одним рискованным проектом, поскольку многие "открытые города" и сельские районы спешат предоставить свои собственные налоговые льготы в целях заманивания иностранных инвесторов. Только около десяти из таких зон были одобрены Центром, остальные являются неофициальными и предлагают нелегальные льготы.
Частные инвестиционные зоны. Их количество увеличилось в течение последних лет. Их часто можно узнать по названиям "инвестиционный парк", "инвестиционный город" и т.п. Они, как правило, являются совместными китайско-иностранными проектами, с предоставленными в аренду большими земельными участками. Такие зоны предлагают хороший уровень обслуживания и инфраструктуры, зависящий отчасти от опыта (и денег) иностранного инвестора таких зон. Органом, регулирующим деятельность таких зон, является соответствующее местное правительство. Эти зоны обычно тесно примыкают к "Зонам Развития Экономики и Техники" в качестве "суб-зон", где за дополнительную плату предоставляется высокий уровень сервиса. Деятельность таких зон одобрена Центральным Правительством, и их количество увеличивается по всей стране с ростом их популярности.

 

СВОБОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ЗОНЫ (БОНДОВЫЕ РАЙОНЫ)
Первая Свободная Торговая Зона была организована в 1990 году в Вайгаосяо - в новом районе Пудун в Шанхае. Сейчас такие зоны существуют в Шеньчжене (две), Гуанчжоу, Шаньтоу, Сямене, Фучжоу, Нинбо, Шанхае (три), Сучжоу, Тяньцзине и Даляне. Все они имеют бондовые склады, находятся близко к морским портам, и имеют возможности оформления всех импортно-экспортных формальностей на месте. Свободные Торговые Зоны интересны гибкостью местного правительства в привлечении иностранных инвестиций, что может означать послабление в обычных жестких формулировках сферы деятельности компаний, которые в Китае являются юридическими границами активности предприятий. Это значит, что разрешения на такие виды деятельности, как консалтинг, архитектура, подбор кадров, создание программ для ЭВМ и т.п., которые обычно в Китае трудно получить, в Свободных Торговых Зонах оформляются легче, что дает вам право выписывать официальные инвойсы за услуги по данным видам деятельности. Важно помнить, что в таможенном отношении Свободные Торговые Зоны находятся на территории бондовых районов, то есть считаются находящимися за пределами китайской таможенной границы. Отсюда и подобные послабления. Препятствием здесь является то, что в связи с природой деятельности в Свободных Торговых Зонах, офисные здания в них построены с определенной функциональной целью, и могут не подходить для сферы, в которой вы намереваетесь работать, либо территория Зоны не является тем местом, где бы вы хотели вести свой бизнес. Чтобы обойти это затруднение, вы можете учредить вашу хозяйственную единицу в виде предприятия с иностранными инвестициями в Свободной Торговой Зоне, а потом зарегистрировать ее представительство (как маркетинговый отдел) в необходимом вам городе. Что же касается филиалов, то компании, зарегистрированные в Свободных Торговых Зонах, имеют право открывать свои филиалы только на территории таких зон, и не могут это сделать за их пределами.
Свободные Торговые Зоны обычно имеют хорошие условия для занятия производственной или перерабатывающей деятельностью, которые могут быть приспособлены для ваших нужд. Товар может быть ввезен на территорию Свободной Торговой Зоны, там переработан и реэкспортирован из Китая беспошлинно. Для того чтобы "экспортировать" товар в Китай, необходимо оформить импортно-экспортные формальности в Зоне. Товары, ввозимые в Китай с территории Свободных Торговых Зон, облагаются таможенными пошлинами (ставка зависит от вида продукции) и НДС (17%). Однако если вашим клиентом является предприятие с иностранными инвестициями, находящееся в Китае, оно может требовать возврата оплаченных им таможенных пошлин, если закупленная у вас продукция является составляющей частью для производимой им продукции, которая затем реэкспортируется из Китая таким предприятием. В таких случаях также применяется скидка по НДС. Свободные Торговые Зоны, таким образом, предоставляют возможность производителям составных частей для продукции, производимой в Китае крупными предприятиями с иностранными инвестициями, существенно сэкономить на таможенных пошлинах, перенеся бремя их оплаты на своих клиентов с помощью использования низкой отпускной цены.
Некоторые Свободные Торговые Зоны предоставляют скидки по НДС, однако, опять же, не стоит брать их в расчет в долгосрочной перспективе. Из 17% НДС, 12,5% подлежит зачислению в центральный бюджет страны, оставшаяся часть остается в распоряжении местного правительства. Ситуация, когда местные власти предлагают возврат вам этой части налога, осуждается Пекином, и эти суммы могут быть взысканы позднее, если Центральное Правительство запретит такую практику.

 

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Большинство инвестиционных зон предлагают налоговые льготы, которые представляют собой комбинацию того, что предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, находящимся в любом месте Китая, с дополнительными местными льготами. Предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями и совместным предприятиям, вне зависимости от того, где они находятся, предоставляются двухлетние налоговые каникулы по налогу на прибыль (общенациональная ставка - 33%, с некоторыми региональными различиями), начиная с первого года получения предприятием прибыли, и в дальнейшем в течение следующих трех лет применяется льготная 50%-ная ставка указанного налога. "Свободные Торговые Зоны", "Зоны Развития Экономики и Техники" и "Зоны Развития Высоких Технологий" обычно имеют ставку налога на прибыль предприятий в размере 15%, они могут предлагать освобождение от платежей за пользование землей, а некоторые зоны, в особенности расположенные в западных регионах Китая, предоставляют налоговые каникулы на срок, превышающий обычный пятилетний стандарт. Некоторые зоны взимают налог на прибыль по ставке 10%, если предприятие с иностранными инвестициями экспортирует более 70% своей продукции.

 

РАЗЛИЧИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗОНАХ
Большинство различных видов инвестиционных зон в разной степени предлагают сходные условия предоставления налоговых льгот, налоговых каникул и т.п. Другие моменты, которые необходимо учитывать, это качество инфраструктуры, близость к вашим клиентам, к аэропортам, железным и автомобильным дорогам, возможность найма рабочей силы, цены на землю, другие специфичные условия, связанные с вашим бизнесом. Например, некоторые зоны предлагают специальные льготы для определенных видов деятельности, таких, как фармацевтика, сельское хозяйство, информационные технологии и т.п.
Инвестиционные зоны являются важным инструментом инвестирования бизнеса в Китае, поэтому иностранному инвестору целесообразно хорошо изучить данный вопрос. Различные виды инвестиционных зон выступают как в качестве стимулов для иностранных инвесторов, так и в качестве своего рода барометра того, как Китай понимает приоритеты развития своей экономики на местном уровне, и, таким образом, проявляет определенную гибкость, которая невозможна в других местах. Несмотря на разговоры о реструктуризации некоторых налоговых льгот в связи со вступлением Китая в ВТО, инвестиционные зоны останутся, и в дальнейшем будут играть жизненно важную роль в развитии китайской экономики. В частности некоторые районы внутреннего, северного и западного Китая уже сейчас начинают предлагать прекрасные долгосрочные льготы для инвестиций посредством открытия новых инвестиционных зон.

 

Адрес:
150090, КНР, пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, ул. Хон Чи, 251
Тел: 86-451-82362273 Факс:86-451-82362263
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН