Найдена причина целебных свойств съедобных голотурий (трепангов)

ГолотурияС древних времен съедобные виды голотурий (трепанги) используются в традиционной восточной медицине для усиления устойчивости человека к различным заболеваниям. Обнаружено, что в голотуриях содержатся особые химические вещества – тритерпеновые гликозиды, которые являются характерными метаболитами этих беспозвоночных животных. Их гликозиды своим химическим строением напоминают активные вещества, содержащиеся в легендарном корне женьшень. Недаром одно распространенных названий голотурий на китайском языке звучит как «хайшен», что переводится как «морской женьшень».

Сотрудниками ТИБОХ ДВО РАН было показано, что супернизкие дозы этих соединений активируют иммунную систему, а при их пероральном введении увеличивается устойчивость подопытных животных к различным инфекциям, тормозится рост некоторых видов опухолей, увеличивается выживаемость животных после радиоактивного облучения. Результатом совместных исследований специалистов из лаборатории химии морских природных соединений (зав. лабораторией акад. В.А. Стоник) и лаборатории биоиспытаний и механизмов действия биологически активных веществ (зав. лабораторией к.б.н. Д.Л. Аминин) стала разработка эффективного иммуностимулирующего препарата кумазида, доклинические испытания которого закончены. Этот препарат предназначен для профилактики и лечения иммунодефицитных состояний человека. Основой препарата является кукумариозид А2-2 – наиболее активный тритерпеновый гликозид из промысловой дальневосточной голотурии кукумария японская.

Недавно в одном из всемирно известных и престижных научных журналов группы Nature – Scientific Reports ( www.nature.com/articles/srep39683) была опубликована статья Д.Л. Аминина и сотрудников, посвященная установлению тонких механизмов физиологического действия этого гликозида. С помощью большого арсенала новейших методов и подходов исследователи ТИБОХ ДВО РАН совместно с сотрудниками Института биофизики клетки (г. Пущино) и Института биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича (г. Москва) убедительно доказали, что кукумариозид А2-2 является уникальным биорегулятором, способным в очень низких дозах специфически взаимодействовать с определенными рецепторами иммунных клеток и запускать каскад внутриклеточных процессов, приводящих к активированию всего клеточного звена иммунитета и усилению защитных функций организма по отношению к различным вредоносным микроорганизмам. Таким образом, стало понятно, чем объясняются целительные свойства съедобных голотурий (трепангов) – самой дорогой разновидности морепродуктов на рынках многих азиатских стран.

Пресс-служба ТИБОХ ДВО РАН