Академик Павел Минакир: Не может быть счастлив отдельный край, если его счастье не является составной частью счастья всей страны

 

МинакирПАСтратегия развития Хабаровского края до 2030 года, разработанная в соответствии с федеральным законом Институтом экономических исследований Дальневосточного отделения РАН в сотрудничестве с целым рядом иных институтов, органов управления края и экспертов из России и даже за рубежа, представлена общественности.

Документ, родившийся за 45 дней, в соответствии с определёнными законодательством сроками, уже обсуждён в общественных советах при министерствах правительства края, на совещании с  участием самых широких кругов общественности, представителей бизнеса и  власти. Все дельные замечания разработчики обязались учесть при формировании окончательного варианта стратегии. О главных целях, приоритетах и способах их достижения «Тихоокеанской звезде» (г. Х рассказал руководитель проекта, директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик Павел Минакир.

Когда начиналась работа над стратегией, вы, Павел Александрович, образно сказали, что это определение «миссии» Хабаровского края и выбор единственно верного маршрута к достижению этой цели, которым надо двигаться, чтобы её достичь. Судя по вашему докладу на совещании, группа, работавшая над документом, предложила некую комплексную программу развития края, не сводя его миссию к какому-то одному яркому имиджевому направлению.

– Я уже отмечал в своём докладе перед общественностью края, что стратегия – специфический документ. Это не программа, не план социально-экономического развития региона. Это не долгосрочный прогноз. Хотя элементы всего этого в ней присутствуют. Главное в стратегии – это действительно цель, которую край хочет достичь в перспективе и способы её достижения. Естественно, цель ставится, отталкиваясь от нынешнего базового уровня и условий сегодняшнего развития, которые нас, по понятным причинам, не удовлетворяют, отталкиваясь от потенциала, которым край обладает. И, конечно, отталкиваясь от национальных приоритетов, ибо не может быть счастлив отдельный край, если его счастье не является составной частью счастья всей страны.

Основных блоков в нашей стратегии семь. Это определение проблемной ситуации в субъекте Федерации. То есть достигнутые результаты и сформировавшиеся устойчивые проблемы или вызовы. Это определение того, что регион хотел бы из себя представлять к 2030 году, та самая «миссия». Третий блок – это суть самой стратегии, то есть стратегические приоритеты и стратегические проекты, которые должны быть реализованы для достижения приоритетных целей и главной цели. Ещё один важный блок – система институтов, которые должны поддерживать приоритеты и проекты, собственно политика самого субъекта федерации и по отношению к субъекту. Отдельно мы, конечно, оценили ресурсную нагрузку, то есть объём инвестиций, необходимых для реализации стратегии. Далее – то, что это даст в статистических параметрах – деньгах, тоннах, рабочих местах и так далее. И, наконец, операциональный блок, в котором должны быть представлены механизмы реализации стратегии: организационный порядок согласования желаний и возможностей края с желаниями и возможностями Федерации, законодательные вещи, которые нужны на федеральном уровне, как отслеживать реализацию стратегии, как вносить поправки в неё в соответствии с жизненными реалиями. Этот блок будет формироваться позже.

Коротко мы уже писали, что по замыслу учёных-разработчиков стратегии, «миссия» Хабаровского края – быть лидером социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе. Почему именно так? Что является главным в достижении цели, что второстепенным, что будет подтягиваться автоматически и на что нужно давить изо всех сил?

– Мы действительно считаем, что главная цель у края одна. В общем виде – это становление Хабаровского края как лидера экономического роста в Дальневосточном федеральном округе, лидера в области человеческого капитала, инновационной экономики, пространственной организации и международной кооперации.

Эта общая цель генерирует и четыре  основные стратегические задачи. Это накопление человеческого капитала, комфортное пространство (новое качество жизни), рост конкурентоспособности, выращивание адекватных институтов, законодательства, стимулов экономического и социального развития. Это не какие-то амбиции. Это основано на реальном потенциале края. И, главное, это основано на нашем убеждении, что в таком случае население края получит совершенно новое в хорошем смысле качество жизни. Главное    в любой стратегии , конечно,  в нашей  –  это человек.

Как предлагается реализовывать эти приоритеты? Важнейшим и оболочкой для реализации всех остальных приоритетов является всё-таки вопрос институциональный. Адекватные институты, адекватная предпринимательская и инвестиционная среда. Без этого не будет инновационной системы, не удастся изменить тип экономического поведения.

Что в итоге должно стать главной экономической «фишкой» Хабаровского края?

– Мы не вычленили и не придумали краю некую «мономиссию», скажем, быть только лидером машиностроения или индустриальным лидером. Мы считаем, что в Хабаровском крае должно быть сформировано полноценное диверсифицированное промышленное производство, ядром которого является традиционная промышленная специализация – добывающая, обрабатывающая промышленность и высокотехнологичный оборонный комплекс. Это промышленное ядро «растягивается» и расширяется за счёт формирования так называемой самодеятельной промышленной инфраструктуры инновационного характера малого и среднего бизнеса. Всё это называется условно новой индустриализацией.

В стратегии выделяются такие направления новой индустриализации:

- фармацевтика и биоинженерия,

- пищевая промышленность и аграрные биотехнологии,

- робототехника,

- авиакластер с добавлением космического, имея в виду часть высокотехнологичных производств, обслуживающих космодром,

- производство медицинского оборудования и инструментария.

Территориально предполагается создание трёх субокружных полюсов роста. Самый крупный и диверсифицированный – это Хабаровская экономическая агломерация. В неё включается несколько частей. Уже упомянутый сельский аграрный индустриальный кластер, большой Уссурийский остров, левобережный индустриальный парк. По сути, Смидовический район Еврейской автономной области. С центром в Николаевке. Одновременно это интеграционный межрегиональный проект, с которым Еврейская автономная область согласна. Плюс сам город Хабаровск.

Чтобы Хабаровская агломерация была более сжатой, выделяется в другом блоке в качестве отдельного приоритета проект «сжатия пространства». Это строительство трёх скоростных автодорог – до Бикина, до Смидовича и Биробиджана, третий луч – до Маяка в направлении Комсомольска. Идея в том, чтобы с помощью скоростных дорог превратить Хабаровск в компактный рынок труда и не только, в котором доступность крайних точек к центру рынка была бы 2–2,5 часа езды. Это соберёт воедино пространство.

Второй центр – Комсомольская агломерация. В ней выделяется отдельный проект – Дальневосточный инжиниринговый центр, который реализует принципиальные возможности концентрации в Комсомольске высотехнологичных промышленных сервисов. Кроме самолётов, кластера, вот такой сервисный сектор.

Третий центр – Ванино и Советская Гавань. Это уже не агломерация, а транспортно-логистическая зона, в которой порт должен дополняться развитием логистики и промышленной зоной. Специализация –  судоремонт и лесная переработка.

Отдельно выделяются ТОСЭРы, которые играют роль вложенных микрополюсов роста.

Кроме промышленных узлов, имеется в виду, что в южных районах края – юг Хабаровского района, Лазо, Вяземский, Бикинский районы – есть условия, ограниченные по сравнению с Приморьем и Амурской областью, но достаточные для создания комплекса агроиндустрии. Но при условии, что это будет именно агроиндустрия, а не традиционное сельское хозяйство.

Ещё один блок структурных приоритетов – ресурсная модернизация. Речь о лесной и горнодобывающей промышленности. В стратегии, как локомотивы роста, они не выделяются. Надо поддержать их уровень и вывести на конкурентоспособные позиции. За счёт новых технологий и введения в оборот новых продуктов. В частности меди.

Есть отдельный приоритет, связанный с преодолением «инфраструктурного проклятья». Там выделяется отдельно транспорт и энергетика. В части энергетики ситуация такая. Никаких особых проблем в перспективе мы не обнаружили. Но существуют отдельные проблемки, связанные с пространственными полюсами. Неважно с энергетикой в Ванино и Советской Гавани, в Николаевском районе. В отдельных случаях это удовлетворение повышенного спроса на электроэнергию в Комсомольском и Хабаровском районах. В целом у нас приличный уровень.

В транспорте главное – это сжатие пространства. Помимо скоростных дорог, о которых уже сказано, есть большущая проблема, связанная с транспортной доступностью как внутри края, так и доступностью края и центральной частью России. Выделяем мы в первую очередь создание системы, которая позволила бы связать круглогодичной автомобильной и авиационной доступностью удалённые районы края с Хабаровском и Комсомольском. Необходима реконструкция Хабаровского и Комсомольского аэропортов.

Ещё один приоритет – трансграничные взаимодействия. Без усиления таких моментов, как интеграция на рынке капитала, труда, интенсификации иностранного туризма, сращивания полюсов роста в том же Китае и Хабаровском крае, движение вперёд будет затруднено.

С экономикой понятно. А в плане развития человеческого капитала какие у нас стратегические приоритеты?

Отдельный приоритет – создание нового качества жизни в  крае. Достижение высоких стандартов в области здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунальных услуг. Здесь мы привлекли в помощь министерства.

Мы настаиваем, например, на том, что кавалерийская атака на вузы, преследующая цель создание монстров по одному на округ, не есть хорошо. Мы считаем, что в Хабаровском крае есть необходимость и возможность создания как минимум четырёх опорных самостоятельных университетов – Тихоокеанского государственного университета,  Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (единственный чисто технический инженерный вуз на Дальнем Востоке), третий единственный специализированный экономический университет в крае – университет .Экономики и права. Задача сделать его конкурентоспособным в стране. Плюс медицинский институт. Вполне приличное учебное заведение. Иметь мощную базу для подготовки кадров – отдельная задача и приоритет. Ещё бы удержать эти кадры в крае.

Есть ещё Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Но это университет главным образом для железной дороги.

Система образования должна дополняться гибкими формами дистанционного образования, филиальными учреждениями, которые сегодня закрываются в массовом порядке. Мы пишем, что этого быть не должно.

Важнейший приоритет – медицина. Высокотехнологичные центры необходимы при обеспечении кадрами. Но это не решает проблему здравоохранения. Главная беда на низовом уровне – там, где массово находятся люди, в поликлиниках и обычных больницах, в том числе районных. Мы предлагаем существенно повысить комфортность для пациента этого низового звена.

Ещё два приоритета – приграничная интеграция и инновационный прорыв. Имеется в виду система создания инновационных центров в Комсомольске и Хабаровске, технопарки, бизнес-центры, которые частично базируются на том, что создано в ТОГУ, КнАГТУ. Необходимо объединить всё это в единую систему, поддержать стимулами на региональном и федеральном уровне.

 – Что мы получим в итоге в цифровом выражении?

Два варианта, что может произойти в плане макроэкономики к – 2030 году. Обусловлено это в основном тем, что происходит вне края, то есть на уровне страны и мира.

Если никаких приоритетов не выдерживать, ничего не ворошить, то средний темп роста при спокойном течении экономики (без кризиса 21–23 годов) составит 2,5–процента за год. И ВРП края к 2030 году увеличится максимум в полтора раза от сегодняшнего уровня. Если произойдёт промежуточный кризис, если не поменяется экономическая политика на уровне России, тогда цифры будут ниже: валовой продукт вырастет всего-то в 1,3 раза. Это очень слабый показатель за 15 лет. Практически это топтание на месте или стагнация.

При благоприятном сценарии – если нынешний кризис закончится в 2015 году, промышленная политика будет разумной, успокоятся цены на сырьевых рынках, отменят обмен санкциями и так далее, то при реализации приоритетов нашей стратегии среднегодовой темп роста может составить на первом этапе порядка 5,5 процента, а с 2020 года до 2030 – до 7–7,5 процента. Таким образом, ВРП увеличится в два с половиной раза, а промышленное производство, как локомотив, вырастет почти в 3,3 раза.

На первом этапе, то есть к 2020 году, станет понятно, насколько можно изменить систему воздействия и объём инвестиционных ресурсов.

А какова цена вопроса? Сколько денег нужно вложить в краевую экономику, чтобы она достигла поставленной цели?

Инвестиции в основной капитал, даже по плохому сценарию,  но без провалов в целом по экономике страны, должны увеличиться как минимум в 1,5–1,6 раза. Но это так называемые эндогенные инвестиции, направленные на поддержание производства.

При благоприятном сценарии, то есть если экономика в целом в стране будет развиваться без провалов и катаклизмов, если удастся реализовать все заложенные в стратегии институциональные вещи, направленные на инвестиционный климат, добиться взаимопонимания с Федерацией, выполнить все декларации и намерения по Комсомольску-на-Амуре, то реальные инвестиции вырастут в 4,5 раза. В ценах 2015 года это по 120 миллиардов до 2020 года, и по 260 миллиардов в 2020-2030 годах. Понятно, что очень много потянет транспорт, много потянет развитие строительной базы и, конечно, много потянет создание новых подотраслей в промышленности. Потому что там надо создавать новые производства.

Важно понимать, что речь идёт, главным образом, о частных или корпоративных инвестициях, если они будут. Краевые могут быть связаны, главным образом, со здравоохранением, образованием, культурой. Но, конечно, только за счёт краевого бюджета нового качества жизни не состоится. Инфраструктура, развитие промышленности – средства корпораций. В целом, и мы об этом говорим, необходим благоприятный инвестиционный климат.

Отдельный вопрос – дешёвые кредитные ресурсы. Это тоже принципиальная вещь. Без этого тоже ничего не будет. Этот вопрос входит как раз в положение о промышленной политике страны. Мы говорим о том, что в ближайшие пять лет должна быть изменена в рациональном направлении промышленная политика. Тогда можно реализовать стратегию. Если нет – инерционный вариант. Тогда мы останемся тем, кем являемся, если не уступим 4 строчку в рейтинге Дальневосточного федерального округа  Амурской области, где реализуется масштабный проект космодрома «Восточный».

Даже при условии массового производства самолётов семейства «Сухой», корветов и так далее?

Чисто статистически всё это учитывается главным образом в – головных компаниях, а на валовой продукт края опять же статистически влияет мало. И, кстати, цифры по экспорту края в связи с этой отчётностью выглядят тоже неадекватно. Если бы отчётность была ближе к реальности, экспорт края вырос бы в несколько раз по сравнению с сегодняшними показателями, поскольку реально нашей продукции экспортируется в разы больше, чем проходит по статистике.

Что в результате реализации стратегии должно произойти с населением?

Поскольку речь идёт о развитии высокотехнологичного – производства с высокой производительностью труда, предполагается, что численность населения значительно не увеличится. По нашим расчётам получается,  даже при благоприятном сценарии прирост населения  Хабаровского края составит, может быть, 12–15 процентов.

Но если всё начнёт сбываться и мы реально превратимся в растущий привлекательный регион, это притянет дополнительные инвестиции, дополнительные производства с хорошей зарплатой а, следовательно, и людей. Нечто подобное с Дальним Востоком в своё время происходило.

Может быть. Идея основного сценария заключается в создании – саморазвивающейся, самогенерирующей системы. Которая сама себе создаст рынок, дополнительный спрос, будет искать для себя новые возможности. И в эти «дорожки возможностей» как раз и пойдёт дополнительное население.

Мы настаиваем на повышении качества жизни и внимании к человеческому капиталу, на развитии экономики, и всё это в целом предполагает, что у дальневосточников и жителей края будет перспектива в плане карьерного роста, материального достатка, возможностей создания собственного бизнеса, овладения новыми компетенциями, технологиями и масса иных возможностей. А это тоже своеобразный магнит для населения. Тогда процент его прироста в Хабаровском крае будет выше. Может быть, и 30 процентов.

Вы ничего не сказали о жилье и импортозамещении.

Мы не стали выносить импортозамещение в качестве – стратегического приоритета. С нашей точки зрения это уже следствие главных стратегических направлений. Там, где возникают экономические стимулы уходить от импорта и производить внутри страны, там это и происходит или произойдёт. На это влияет сравнительный курс валюты, сравнительных цен на мировых рынках на отдельные группы товаров, возможности получения технологий. Но формулируем в «Стратегии» ряд требований к импортозамещению в тех направлениях, где оно возможно, в разделе «экономическая политика».

Жильё находится в общем приоритете «новое качество жизни». Там же выделяется пункт «коммунальные услуги». Общий лозунг – создание комфортного жилья. Это не значит, что нужно заменить многоэтажное строительство в крупных городах «одноэтажной Америкой», но то, что индивидуальное жильё и связанные с этим огромные затраты на инфраструктурное обеспечение площадок и дорожное строительство, энергетические сети необходимо развивать в качестве элемента повышения стандарта комфортности, это очевидно.

Хотелось бы подробнее понять место электроэнергии в нашей стратегии. Весь бизнес воет от её высокой стоимости, дорогих и сложных условиях подключения. Из программы в программу кочует постулат о том, что необходимо выровнять наши электрические условия ведения бизнеса со среднероссийскими. Газ дорогой.

Дорого. Поэтому в разделе «экономическая политика», - которая нужна для реализации стратегии, есть положение, что должен быть соответствующий консенсус институциональный Хабаровского края и федерального центра, в том числе по рынкам и рынкам естественных монополий в первую очередь. Это касается тарифов на перевозки, стоимости электроэнергии, энергоносителей – газа и нефти. Сбить эти барьеры на входе в рынок, особенно для малого, среднего, гибкого бизнеса, инновационного – необходимо. Край должен пытаться найти решение с федеральным центром по этому вопросу. Это одно из непременных условий реализации стратегии.

 – Если я правильно понимаю, мы свою стратегию должны согласовать с Министерством экономического развития России. Туда же поступят и остальные стратегии субъектов Федерации. Очевидно, на базе всех этих материалов должна родиться общая стратегия развития России, по крайней мере в территориальном разрезе?

Этот вопрос самый важный в реализации стратегии – как - организовать, как сломить сложившуюся систему, механизм, который «тянет» всё в центр, мало оставляя в регионах. Стратегия заключается в том, чтобы для огромной страны, России, главной целью являлось процветание её составляющих территорий. Тогда оно будет генерировать в том числе процветание и центра, и страны в целом, всего сообщества. Надо отойти от философии Римской империи, где главным принципом было «выкачать» всё из провинций, сконцентрировать в Риме, раздать бесплатный хлеб и вооружить легионы. Чем кончила Римская империя – известно. Чем кончил Советский Союз, во многом повторивший ту же политику, тоже известно.

Смена политики с имперской на федеративную – это и есть настоящая стратегия. Если это не происходит, можно нарисовать очень всё красиво на краевом уровне и ничего не построить.

 

Беседовала Раиса Палей

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН