Методические рекомендации по участию научных организаций, подведомственных ФАНО, в проектах реструктуризации

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания организационно-методической помощи научным организациям, подведомственным Федеральному агентству научных организаций (далее соответственно — научные учреждения [1], ФАНО России), принявшим решение об участии в реструктуризации.

Методические рекомендации разъясняют порядок осуществления основных мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации, в том числе путем присоединения федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций. С учетом подпункта «в» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2014 № Пр-3011 целью структурных преобразований научных учреждений, осуществляемых в форме реструктуризации, является формирование эффективно действующих научных коллективов, крупных центров компетенций, обеспечивающих сетевое взаимодействие и реализацию новых междисциплинарных научных, научно-технических проектов. В результате реструктуризации создаются научные учреждения, ориентированные на:

  • выполнение междисциплинарных и межотраслевых исследований полного цикла - от фундаментальных исследований до получения технологий, необходимых для обеспечения научно-технологического развития Российской Федерации;
  • прикладные исследования, разработку инновационных продуктов и технологий для реального сектора экономики, включая решение задач их правовой охраны и внедрения;
  • консолидацию научной инфраструктуры, в целях создания полидисциплинарного научного парка;
  • получение социальных и гуманитарных знаний, и их широкую передачу обществу, в том числе через сетевые формы взаимодействия с образовательными организациями и другими исследовательскими коллективами, в том числе международными.

Основными принципами реструктуризации научных учреждений являются:

  1. Ориентир на государственные приоритеты. Реструктуризация научных учреждений осуществляется в целях получения научных результатов, необходимых для решения приоритетных национальных задач, включая разработку и широкую передачу в практическое использование критических технологий.
  2. Программно-целевой и проектный подход. Основой реструктуризации научных учреждений являются программа развития и входящая в неё исследовательская программа, с четким определением цели и задач развития, ожидаемых результатов от реализации такой программы, основных направлений использования результатов и потенциальных партнеров, включая бизнес, институты развития, малые и средние предприятия, образовательные учреждения.
  3. Географическая локализация. Реструктуризация научных учреждений осуществляется в интересах решения значимых социально-экономических задач региона (субъекта, группы субъектов) и усиления значимости региона в масштабе национальной экономики.
  4. Эффективное использование научной инфраструктуры, в частности, уникальных научных установок. Реструктуризация научных учреждений происходит за счет объединения близко расположенных институтов, работающих по близким или взаимодополняющим тематикам и имеющих взаимодополняющее дорогостоящее оборудование, с обеспечением возможностей беспрепятственного доступа к нему.
  5. Снижение административных издержек. Реструктуризация научных учреждений происходит для уменьшения издержек на вспомогательные службы, достижения синергетического эффекта (комплементарность объединяемых интеллектуальных ресурсов, экономия на масштабе, повышение эффективности использования ресурсов и взаимодействия с внешней средой, ликвидация дублирующих функций и др.).
  6. Открытость и публичность. Реструктуризация научных учреждений проводится на основе предложений научных учреждений, открытого общественного обсуждения их программ развития, информирования научного сообщества о мероприятиях в рамках реструктуризации и общества в целом об ожидаемых результатах реализации исследовательских программ.
  7. Эффективность труда исследователей. Укрупнение научных учреждений происходит с целью повышения результативности научных работников, работающих в данном направлении, и как следствие финансового обеспечения развития соответствующего направления научных исследований.
  8. Междисциплинарность и мультидисциплинарность научных и (или) научно-технических проектов. При реструктуризации научных учреждений преимущество отдается тем организациям, которые формируют и обеспечивают реализацию таких проектов.
  9. Результативность. При реструктуризации научных учреждений учитываются итоги оценки результативности деятельности научных учреждений, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 с условием сохранения различных научных школ. В первую очередь, учитывается возможность присоединения к организациям-лидерам научных учреждений, отнесенных в результате оценки результативности их деятельности к 3-й категории, утративших научную деятельность в качестве основного вида деятельности и перспективы развития. При этом возможна корректировка основного профиля (фундаментальный/прикладной) и дальнейшее перераспределение объемов финансирования научных исследований, исходя из фактически выполняемых типов исследований.

Условиями проведения реструктуризации научных учреждений являются:

  1. Равенство прав всех учреждений, участвующих в реструктуризации.
  2. Проведение реструктуризации с согласия научных коллективов научных учреждений.
  3. Сохранение научных школ, традиций и культуры научного взаимодействия, академических свобод в коллективах, распределения научно-методического руководства между учеными советами подразделений во всех реорганизованных научных учреждениях.
  4. При проведении реструктуризации путем присоединения научных учреждений к другому научному учреждению, последнее должно обладать значительным кадровым, материально-техническим и организационно-управленческим потенциалом.
  5. Проведение реструктуризации научных учреждений в соответствии с планом, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Ожидаемым результатом реструктуризации научных учреждений является обеспечение интеграции и дальнейшего наращивания исследовательского потенциала и ресурсов, формирование новых исследовательских направлений, значимых для научно-технологического развития страны, существенный рост результативности и востребованности таких результатов обществом, бизнесом, государством.

Основными этапами реструктуризации научных учреждений являются:

Этап №1 «Подготовка к реструктуризации»:

  • анализ сложившихся профилей деятельности; специфики результативности организаций; готовности научных учреждений к реструктуризации; планирование реструктуризации научных учреждений с учетом предложений отраслевых министерств и ведомств; оценка рисков, последствий и ожидаемых результатов реструктуризации научных учреждений;
  • формирование основных целей и задач концепции программы развития и входящей в нее исследовательской программы, включая согласование с возможными партнерами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; подготовка проектов документов, необходимых для осуществления реструктуризации научных учреждений; получение позиции федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» о реструктуризации научных учреждений;
  • согласование реструктуризации научных учреждений заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации.

Рекомендации по проведению этапа №1 «Подготовка к реструктуризации» будут направлены Федеральным агентством научных организаций дополнительно.

Этап №2. «Реорганизация»: принятие решения о реорганизации научных учреждений; совершение юридически значимых действий, направленных на реализацию решения о реорганизации (уведомление руководителей и коллективов научных учреждений, соответствующего территориального управления федеральной налоговой службы и известных кредиторов о начале процедуры реорганизации научных учреждений; проведение инвентаризации активов и обязательств научных учреждений; формирование передаточного баланса научных учреждений; и пр.) [2].

Рекомендации по проведению этапа №2 «Реорганизация» будут направлены Федеральным агентством научных организаций дополнительно.

Этап №3. «Разработка и согласование программы развития формируемого научного учреждения», включая ее согласование с возможными партнерами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Определение контура и форм потенциального внешнего взаимодействия с образовательными и научными организациями, институтами развития. Оценка ресурсного обеспечения реализации указанной программы, включая возможность привлечения внебюджетных средств.

Этап №4. «Переоформление документов»: обеспечение перехода прав и принятия возникших обязательств к научному учреждению, являющемуся правопреемником; переоформление правоустанавливающих и разрешительных документов; изготовление печатей (при необходимости), штампов и бланков; формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для научного учреждения, являющего правопреемником; открытие и закрытие лицевых счетов научного учреждения, являющего правопреемником; переоформление электронных цифровых подписей научного учреждения, являющего правопреемником и пр.

Рекомендации по проведению этапа №3 «Переоформление документов» будут направлены Федеральным агентством научных организаций дополнительно. В зависимости от целей реструктуризации научные учреждения могут ориентироваться на использование наименований, отражающих их ориентированность на определенный профиль деятельности, и обеспечивающих их позиционирование (брэндинг), в том числе:

Федеральный исследовательский центр (далее — ФИЦ). Институты, интегрированные в ФИЦ, обладают уникальной исследовательской инфраструктурой и призваны обеспечить проведение прорывных исследований и практических разработок в областях, являющихся стратегически важными для страны (приоритетные направления в научно-технической сфере). Эти работы должны определять не только формирование новых актуальных для страны секторов постиндустриальных технологических укладов, но и решать задачи, обеспечивающие долгосрочную глобальную конкурентоспособность как базовых секторов российской экономики, так и формирование новых, перспективных секторов. ФИЦ является организацией, осуществляющей полный «жизненный цикл» исследований, на которую возлагается ответственность за достижение конкретных результатов в реализации приоритетных направлений развития науки и технологий — от получения новых знаний до получения прикладных результатов, в том числе охраноспособных, и их дальнейшее практическое применение. Основу центра могут составить научные учреждения, имеющие уникальные исследовательские установки и установки мегасайнс. Помимо академических институтов в структуру ФИЦ интегрируются организации, обладающие мощностями для проведения экспериментальных и опытно-внедренческих работ. Решения задач, отнесенных к ответственности ФИЦ, должны иметь мульти-, меж- и трансдисциплинарный характер, в том числе за счет поиска и использования результатов, полученных другими организациями. ФИЦ формирует научный потенциал через сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями высшего образования, участие в формировании новых образовательных и профессиональных стандартов, а также реализуя основные профессиональные образовательные программы высшего образования — программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В программе развития ФИЦ рекомендуется отражать:

  • приоритетные направления развития науки и технологий, содержащиеся в документах стратегического планирования Российской Федерации;
  • приоритетные государственные задачи, на решение которых ориентированы исследования, проводимые ФИЦ, конкретные научные и (или) научно-технические проекты, реализация которых обеспечит решение таких задач;
  • вопросы взаимодействия и сотрудничества с международными научными организациями;
  • создание и функционирование глобальных (международных) исследовательских проектов;
  • создание и функционирование центров коллективного пользования, уникальных исследовательских установок;
  • вопросы создания и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применения сетевых форм взаимодействия с образовательными организациями.

Федеральный научный (научно-технологический) центр (далее — ФНЦ). ФНЦ рассматривается в качестве научно-инновационного ядра определенных отраслей, в том числе через участие и (или) координацию технологических платформ. Разработка и научное сопровождение, обеспечение правовой охраны и авторский надзор при внедрении новых критически важных технологий, прорывных технических решений является базовой задачей, которая должна быть сформулирована ФНЦ. Перечень критически важных технологий должен быть гармонизирован с участниками выбранной (или созданной) технологической платформы. В этой связи ФНЦ должен ориентироваться на выполнение функций инновационного центра генерации решений, направленных на существенную технологическую модернизацию существующих производств и (или) создание новых. Ответственность ФНЦ выражается в подготовке в соответствии с прогнозом реализации исследовательской программы новых технологий и технических решений, имеющих высокую готовность к запуску в экспериментальное (серийное) производство высокотехнологичной продукции (оказание услуг). В структуре ФНЦ подразделения, ответственные за проведение прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, должны занимать центральное место. Возможность разработки не только опытных образцов, но и выпуск экспериментальных партий, организация инновационного мелкосерийного производства, в том числе через создание новых малых и средних предприятий при поддержке институтов развития, является определяющим для конструирования организаций этого типа. ФНЦ в рамках реализации поставленной задачи находится в тесном взаимодействии с центрами внедрения и поддержки (ГНЦ, госкомпании, предприятия, фонды поддержки научно-технической, инновационной деятельности, институты развития), им должен быть получен широкий доступ к развернутой инновационной инфраструктуре (инновационные, технологические и индустриальные парки, технико-внедренческие зоны). ФНЦ должен быть сориентирован на организацию и массовый запуск start-up для коммерциализации собственных разработок. В программе развития ФНЦ рекомендуется отражать:

  • вопросы взаимодействия с технологическими платформами, субъектами реального сектора экономики и институтами развития;
  • ожидаемые результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности, объекты интеллектуальных прав на селекционные достижения;
  • создание и функционирование малых инновационных предприятий.

Национальный исследовательский институт (далее — НИИ). Выполнение фундаментальных научных исследований является целевой функцией НИИ. Ключевая задача НИИ — получение необходимого задела новых фундаментальных знаний в науке. Они являются национальными научными школами, признанными в мировом пространстве. Результат работы НИИ выражается в получении и накоплении данных, гипотез, теорий, которые создают новые представления об организации мира, жизни человека, открывающие новые возможности для реализации прикладных исследований и опытно-конструкторских работ в перспективе. Не менее значимая функция НИИ — доведение полученных знаний до всеобщего сведения как в профессиональных высокорейтинговых журналах, включая международные, так и в форме популяризации научных знаний для широких слоев общества, включая другие страны. НИИ формируется на базе действующих академических институтов, являющихся мировыми и российскими лидерами в отдельных областях знаний, имеющих высокую научную результативность и признанные научным сообществом научные школы. В программе развития НИИ рекомендуется отражать:

  • значимые национальные задачи социально-экономического развития и глобальные вызовы, на решение которых ориентирована исследовательская программа НИИ;
  • вопросы взаимодействия и сотрудничества с международными научными организациями, интеграции в мировое исследовательское пространство и ожидаемые позиции в нем, в том числе создание и реализация глобальных (международных) исследовательских проектов;
  • анализ достигнутых результатов зарубежными и отечественными научными коллективами, трендов мирового научно-технологического развития и формирование собственных приоритетов на основе анализа;
  • области исследования, накопленный научный задел и планируемые к реализации перспективные научные проекты;
  • механизмы доведения полученных знаний до профессионального сообщества и до общества в целом;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями высшего образования, включая вопросы воспроизводства кадрового потенциала.

Региональный научный центр (далее — РНЦ). Основой для интеграции отдельных научных учреждений на территориях в РНЦ является обеспечение проведения научных исследований, обеспечивающих развитие представленных в регионе отраслей и секторов народного хозяйства. Структуру РНЦ должны составить территориально локализованные научные учреждения, которые не могут быть отнесены ни к одному из трех выше определенных профилей деятельности и модели целеполагания. РНЦ может включать в себя полидисциплинарный парк научной инфраструктуры и необходимого информационного обеспечения, оказывающий сервисные услуги при реализации научных, научно-технических проектов по широкому дисциплинарному фронту. Наряду с иными организациями и органами власти в субъектах Российской Федерации РНЦ должен взять ответственность за развитие человеческого потенциала в регионе, сохранение национальной научной элиты, решение задач, связанных с комплексным развитием территорий. В программе развития РНЦ рекомендуется отражать:

  • региональные (территориальные, в том числе для группы субъектов Российской Федерации) задачи, на решение которых ориентирована исследовательская программа;
  • механизмы использования полученных результатов для решения региональных (локальных) научных задач с учетом программы социально-экономического развития соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации;
  • вопросы взаимодействия с региональными органами исполнительной власти и субъектами реального сектора экономики Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование соответствующих сфер деятельности;
  • вопросы участия в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применения сетевых форм взаимодействия с образовательными организациями;
  • механизмы взаимодействия с бизнес-сообществом и обществом в целом на соответствующей территории, а также межрегиональное взаимодействие.

Центр общественных (гуманитарных) наук (далее — ЦОН). В структуру таких организаций входят научные институты, выполняющие исследования общественно значимых проблем и процессов. Такие центры проводят исследования в области гуманитарных, общественно-политических, философских, исторических наук, а также осуществляет экспертно-аналитическую поддержку деятельности органов государственной власти. ЦОН реализует и (или) участвует в реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяя, в том числе сетевые формы взаимодействия с образовательными организациями, вне зависимости от их географического расположения. В программе развития ЦОН рекомендуется отразить:

  • вопросы взаимодействия и сотрудничества с международными научными и образовательными организациями;
  • формирование и реализацию глобальных (международных) исследовательских проектов;
  • анализ достигнутых результатов зарубежными и отечественными научными коллективами, выбор собственных приоритетов развития в сфере социального и гуманитарного знания, значимых как для Российской Федерации, так и актуальных для международного сообщества;
  • области исследования, имеющийся научный задел, результативность;
  • вопросы создания и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применения сетевых форм взаимодействия с образовательными организациями;
  • механизмы и способы доведения полученных знаний до сведения общества, включая влияние на развитие человеческого капитала.

Центр сервисного (инфраструктурного, информационного) обеспечения исследований и разработок (далее -ЦСИР). К таким организациям относятся библиотеки, информационно-аналитические центры, включая центры осуществляющие поддержку правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, центры научно-технологического прогнозирования, научно-технической информации, и пр. Объединяясь, такие организации способны формировать системные подходы к развитию информационного обеспечения научных учреждений, входить в единую экспертную систему и национальную программу научно-технологического прогнозирования в России и привносить дополнительный вклад в развитие российской науки. ЦСИР консолидирует в себе исследовательскую инфраструктуру коллективного пользования, обеспечивая проведение исследований, экспериментов и испытаний для научных учреждений и третьих лиц.

В программе развития ЦСИР рекомендуется отражать:

  • вопросы взаимодействия с научными и образовательными организациями, направления оказания сервисных услуг, в том числе участия в научных и (или) научно-технических проектах;
  •  создание и развитие исследовательской инфраструктуры, в том числе центров коллективного пользования, уникальных исследовательских установок и прогноз их востребованности научным сообществом;
  • возможные условия и механизмы предоставления беспрепятственного доступа к научной инфра- и инфоструктуре.

Программа развития включает в себя исследовательскую программу, основанную на предварительном перечне потребителей услуг такого центра и его проектов, мероприятия по созданию новой и развитию существующей научной инфраструктуры объединенного научного учреждения. Горизонт планирования программы развития должен совпадать со сроком реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. Финансовое обеспечение реализации программы развития объединенного научного учреждения осуществляется за счет всех источников финансирования объединенного научного учреждения. Научные учреждения, участвующие в проекте реструктуризации, имеют следующие преимущества:

  • приобретают право формировать и реализовывать свои программы развития, включающие в том числе исследовательские программы;
  • сохраняют объемы бюджетного финансирования при условии эффективности использования оборудования, дополнительная потребность в финансировании и распределение бюджетных ассигнований при выделении дополнительного финансирования и выявлении резервов рассматриваются в приоритетном порядке;
  • оценка их результативности деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» будет проведена только через 5 лет после завершения реорганизации;
  • возрастные ограничения, установленные статьей 336.2. Трудового кодекса Российской Федерации, не распространяются на руководителей структурных и обособленных подразделений научного учреждения (как правило, ими являются руководители присоединяемых учреждений).

Зам. министра образования и науки РФ Л.М. Огородова

Вице-президент Российской академии наук В.В.Козлов

Первый заместитель руководителя ФАНО А.М. Медведев

1. Федеральные государственные унитарные предприятия могут участвовать в реорганизации федеральных государственных учреждений при условии их предварительного преобразования в федеральные государственные учреждения.

2. С целью объединения организаций реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения. Преимущественной формой является присоединение по следующим основаниям:

  1. Слияние — предусматривает создание нового юридического лица при присоединении новое юридическое лицо не создается, происходит передача всех прав и обязанностей от прекращаемого юридического лица к существующему юридическому лицу.
  2. При слиянии юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации. Регистрация такого юридического лица допускается не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации (т.е. не ранее истечения 3 месяцев). При присоединении юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего присоединенного юридического лица (такая запись вносится в ЕГРЮЛ через месяц после второй публикации в СМИ о реорганизации, т.е. по истечению 2 месяцев).
  3. При признании судом недействительным решения о реорганизации в форме слияния, действующими остаются все юридические лица, участвовавшие в слиянии, а также новое образованное юридическое лицо (признание судом недействительным решения о реорганизации не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных образованным юридическим лицом), при присоединении юридические лица, участвующие в реорганизации (новых юридических лиц в ЕГРЮЛ не регистрируется).

Источник: Журнал «Научное сообщество»

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН