Газета «Конкурент»

«Давайте сначала оценим свои возможности»

 

Юрий Авдеев
АВТОР: Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук

Связывать нынешнюю ситуацию на Украине с переселением на Дальний Восток было бы несколько опрометчиво. Это, разумеется, не значит, что кто-то встанет на пути переселенцев или что дальневосточники будут не рады приезду сюда своих земляков. Но…
…Мы сами не хотим тут жить. Дальний Восток за последние двадцать лет потерял пятую часть своего населения, здесь ощущается огромная нужда в дополнительных трудовых кадрах, здесь хватит на всех и работы, и земли. Поэтому в сложившейся ситуации, конечно же, принять переселенцев, и особенно когда речь идет о наших братьях-украинцах, было бы очень хорошо.
Но дальше нужно смотреть, что может омрачить такой «праздник». Перед глазами сразу встает образ чиновника из миграционной службы, который теперь будет встречать вновь прибывших не на железнодорожном или морском вокзале с цветами и оркестром, а на Командорской, о которой не каждый житель Владивостока имеет представление. Здесь ему тут же предложат записаться на прием к начальнику, который принимает один раз в месяц, потребуют заплатить 70-80 тыс. рублей за разрешение на временное проживание, а далее по списку: найти себе работодателя, предъявить документ о квалификации, найти жилье, устроить детей в детский сад и т. д.
То есть, прежде чем мечтать, хорошо бы нам самим глубоко задуматься над тем, почему жители Дальнего Востока покидают эту территорию, почему отсюда уехали почти 2 млн человек, что людей здесь не устраивает, насколько комфортна здесь жизнь? Не менее важно ответить на вопрос: почему за пять лет, пока существовала государственная программа содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, к нам сюда приехало совсем немного жителей Украины? Только благодаря тому, что при подготовке к саммиту АТЭС сюда приехало довольно много работников из среднеазиатских республик, какая-то часть из них решила остаться здесь. Это желание совпало с необходимостью хоть как-то сохранить лицо тех служб, которые были заняты привлечением соотечественников, в результате показатели государственной программы подросли почти до 2,5 тыс. человек. А в результате — готовый сюжет для анекдота: работники миграционной службы решили оградить жителей города от водителей городских автобусов — «иноверцев», но вдруг выяснилось, что все они уже имеют российское гражданство — «соотечественники»!
… Стимулы нынче не те. И совершенно очевидно, что для российского Дальнего Востока проблема управления миграционными потоками — это не теоретическая постановка вопроса, а жизненно важная задача. В конечном счете, если хотите, это проблема национальной безопасности и целостности российской территории. Достаточно сказать, что начиная с 90-х годов прошлого столетия для восточных районов России началась принципиально новая история, я бы ее назвал «антизаселение».
Если до этого на протяжении 150 лет население здесь прибавлялось, и при том что потоки были как сюда, так и отсюда, результат был всегда в пользу Дальнего Востока. Были разные миграционные потоки: сначала двигались по сибирскому тракту вслед за военными и казаками, обустраивавшими границу. Замечу, тогда на протяжении 24 лет сюда прибывало в год около 2,5 тыс. человек (цифра сопоставима с числом соотечественников за пять лет государственной программы!). Потом из Одессы приходили пароходы «Доброфлота» с переселенцами из Малороссии, поток возрос почти до 8 тыс. переселенцев ежегодно. Когда же была налажена железнодорожная связь, поток возрос до 30-32 тыс. человек. Сегодня много говорится о стимулирующих факторах миграционного движения. Люди ехали сюда, получали до 100 десятин земли, тогда как там имели не более 15. Были подъемные, освобождение от рекрутской повинности и многое другое. Но исторический парадокс состоит в том, что сегодня представляется так, что все это дело рук Столыпина, хотя в действительности именно он отменил все льготы, и при нем Владивосток собственно утратил статус порто-франко.
Стимулы или их отсутствие — это все из области мотиваций самих мигрантов, однако не менее важной составляющей в организации этого процесса являлась структура управления: кто направлял, как принимал, как обустраивали, чем поддерживали и обеспечивали. В годы советской власти, собственно, состоялось не только заселение, но и беспрецедентное освоение — заводы, фабрики, флот, армия, города. Именно за эти годы численность населения Дальнего Востока выросла с 1,2 млн человек до 8,1 млн. Это был максимум, которого мы достигли в 1991 г., а дальше и до сегодняшнего дня население убывает и не видно, что может переломить эту тенденцию.
… И странное миграционное законодательство. Приморский край за 20 лет (с 1990 по 2010 г.) потерял около 360 тыс. человек, до 2030 г. сокращение может составить еще порядка 240 тыс., что равносильно потере за 40 лет населения, равного по численности Владивостоку. Как в этой ситуации не радоваться возможности привлечь сюда людей с Украины? Для меня это еще и глубокий личный мотив: я сам родом из Донбасса, могилы моих родителей там, там живут моя родная сестра, трое племянников, их дети. Сестра как-то гостила у нас почти полгода, ей здесь очень понравилось, и она осталась бы здесь, но увы — на страже наше миграционное законодательство.
Не хотелось бы сомневаться (закон есть закон), но когда граждане до недавнего времени единой страны вдруг становятся иностранцами не по своей воле, а здесь службы формально (а нередко за деньги) трактуют эти нормы по своему усмотрению и ставят соотечественников в один ряд с жителями Европы, Азии или Америки, то невольно задумаешься, на страже каких интересов стоит закон в стране с убывающим населением. Сколько еще людей, покинувших свой дом в бывших союзных республиках, перебралось в Россию и до сей поры не в состоянии получить российское гражданство? Не будет ли это верхом лицемерия, когда перед камерами телевизоров переселенцы с Украины будут получать паспорта, а беженцы из Средней Азии или Закавказья где-нибудь в Саратовской или Вологодской области будут смотреть это по телевизору в неблагоустроенном бараке.
Может быть, хоть теперь законодатели присмотрятся к тем несуразностям, стоящим на пути обретения российского гражданства людьми, которые и по языку, и образу жизни являются россиянами, и внесут изменения в эти законы, а главное — обратят внимание на тех, кто занимается реализацией этой законодательной базы. До тех пор пока наше миграционное законодательство будет иметь преимущественно запретительный характер, население и России, и Дальнего Востока, и Приморского края будет сокращаться. Почему те же Соединенные Штаты, Канада, Австралия и даже Сингапур, где за год принимают до 500 тыс. человек, ежегодно приглашают мигрантов, и это обеспечивает рост их численности, тогда как мы стремимся ограничить, запретить, усложнить их жизнь?
Кроме всего прочего, на эту проблему следует посмотреть и под углом зрения наших возможностей принять новых переселенцев. Представим себе на секунду, что сюда пришел эшелон-другой с переселенцами с Украины. Что мы сможем им предложить: жилье, работу, детский сад и многое другое? Готовы ли мы сегодня к такому повороту событий? Поэтому давайте сначала оценим свои возможности, чтобы хорошие намерения не обернулись новыми проблемами.

 

Источник: http://onlinegazeta.info/primorie/konkurent_online.htm

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН