Главное

Учитесь, ребята!

Заместитель председателя ДВО РАН академик РАН Юрий Николаевич Кульчин встретился на острове Аскольд с участниками пятой смены Исторического научно-краеведческого слета «Аскольд и Дир — 2022»

Проект, организаторами которого при активной поддержке и участии Дальневосточного отделения РАН, являются Межрегиональный фонд поддержки молодежных инициатив «Татьянин день – Приморье» и отдел по работе с молодежью Приморской митрополии,  проводится на острове второй год и уже зарекомендовал себя в качестве уникальной площадки  взаимодействия ученых и краеведов со школьниками и молодежью региона.

В этом высокий гость мог убедиться с борта катера, полюбовавшись видом на уютный палаточный  городок, который дополняли два шатра и сборные каркасные домики, и с первых же шагов по чистенькой булыжной «мостовой» островного побережья. Вместе с Юрием Николаевичем на остров Аскольд прибыл глава города Фокино, в административно-территориальном подчинении которого находится остров Аскольд,  Александр Сергеевич Баранов.

Надо заметить, на все плановые  и событийные мероприятия, включая обязательные завтраки, обеды и ужины, визиты и встречи с высокими гостями, в «Аскольде и Дире» приглашают  громко и музыкально: из мощных динамиков звучит бодрая  мелодия, и самодеятельный песенный голос объявляет общий сбор. Так было и в этот день. Правда, завтрак мы пропустили в долгой дороге на остров, но песенный призыв на лекцию академика Ю.Н. Кульчина и приуроченную к этому мероприятию встречу с мэром города Фокино,  А.С. Барановым, прозвучал вовремя и был услышан. И вскоре белоснежный шатер, конструкция которого, выполненная по задумке зодчих в виде огромных пчелиных сот, соответствовала его наименованию и на карте лагеря слета, и по существу — «Улей», был заполнен до отказа.

Модератор встречи отец Димитрий предоставил слово заместителю председателя ДВО РАН академику РАН Юрию Николаевичу Кульчину.

Возможно, знакомство с лагерем слета, его организацией, чистота и порядок, сам палаточный городок, взаимоуважение и дружелюбие напомнили академику его юность,  комсомол и стройотряды, так что свою лекцию «Путь  в науку» ученый с мировым именем  начал так:

— В конце второго курса на физфаке Дальневосточного государственного университета мне предложили летом поработать вожатым в первой на Дальнем Востоке летней физико-математической школе. «Какой из меня вожатый», – возмутился я. Но комитет комсомола сказал «надо», и пришлось ответить «есть». В школе было образовано два отряда – девочек и мальчиков от седьмого до десятого класса. Один плачет, к маме хочет, у другого - первая любовь. И надо было всех их как-то увлекать и собирать на занятия на морском берегу. И к нам тогда приехали очень интересные люди из Московского государственного университета им. Ломоносова, которые помогали проводить эту физматшколу.  И вот общение с ними породило у меня желание пойти дальше, повнимательнее приглядеться к науке. А в начале осени в газете «Известия» появилась статья, в которой я увидел замечательную фотографию лауреата Нобелевской премии Николая Геннадьевича Басова в окружении молодых ребят. И в статье было написано, что этот великий ученый организовал в Московском инженерно-физическом институте какой-то особый факультет физики. Сначала он хотел назвать его «Высшая школа физики», но в то время все работы по квантовой электронике были засекречены. Поэтому начинание Басова в итоге стало называться «Специальный факультет физики». Ребят туда набирали со всего Советского Союза. Все это показалось мне очень привлекательным, но я даже представить себя в их числе не мог, хотя учился успешно и был отличником. И вдруг меня и еще человек десять с нашего факультета приглашают в деканат на приемную комиссию по отбору студентов как раз на этот Специальный факультет физики. Было достаточно жесткое собеседование, после которого надо было еще написать реферат. Комиссия уехала, и у нас продолжилась привычная студенческая жизнь: лекции, походы, соревнования, а этот вызов в деканат вскоре забылся.

А в феврале, как только мы сдали сессию, вдруг приходит письмо, что мне надо явиться в Москву в числе двадцати пяти человек из разных вузов Советского Союза. И вот мы начали там заниматься. Представьте себе, мы третьекурсники, сплошь отличники, в наших провинциальных вузах нам море нам море было по колено и нам казалось, что мы уже сами можем учить преподавателей. И вот мы в МИФИ! Там принцип такой: первые три года будь любезен, университетский курс, а еще два года – инженерное обучение, сопромат и многое другое, так как специальность у нас на выходе «инженер-физик». Все это ты должен знать и сдать. Поэтому первые полгода обучения в Москве я знал только одну дорогу: общежитие-институт. И других дорог в Москве я не знал. Было очень сложно подтянуться до заданного уровня. Был такой курс, который назывался «Проектирование точных приборов». Казалось бы, зачем основы проектирования мне, физику? Но вернувшись после учебы на Дальний Восток, первое, с чем я столкнулся, это — необходимость быстренько спроектировать определенный прибор. О чем это говорит? Не бывает знаний на всю жизнь. Знание бывает через всю жизнь. Надо постоянно учиться. Но для того, чтобы овладевать вот этим процессом, надо иметь очень мощное базовое образование. Это — основа.

В продолжение лекции «Путь в науку», академик  Ю.Н. Кульчин  рассказал, что, защитив диплом, по условиям обучения в МИФИ, он вернулся во Владивосток. В это время начал создаваться Дальневосточный научный центр Академии наук СССР. Там, в Институте автоматики и процессов управления, выпускник продолжил свой путь в большую науку под началом удивительного человека, легендарной личности, крупного специалиста по микроэлектронике — Филиппа Георгиевича Староса,  во многом определившего главное направление научно-исследовательской деятельности будущего академика Кульчина — лазерная физика. Лазерами Юрий Николаевич занимался затем в Дальневосточном политехническом институте, в ИАПУ ДВО РАН, директором которого он был избран в 2005-м году, а в 2019 году стал научным руководителем этого института.

Увлекательный, эмоциональный рассказ академика РАН о практическом применения лазерных методов исследования океана и атмосферы  мог бы, казалось, продолжаться до позднего вечера. Ведь решению этих задач Юрий Николаевич посвятил более тридцати лет, за которые были открыты и изучены фундаментальные закономерности процессов взаимодействия лазерного излучения с океанической средой и атмосферой, разработаны лазерные измерительные системы, методики и аппаратура для изучения процессов, протекающих в Мировом океане и атмосфере, выявлены ранее неизвестные науке явления и объекты…  Рассказ академика вызвал живой отклик аудитории, молодежь потянула руки в верх: «Можно задать вопрос?»… Но модератор встречи — батюшка Димитрий уже демонстративно поглядывал на часы: наука наукой, а обед по расписанию.

Мелодия с приглашением к обеду над лагерем прозвучало вовремя. Гости уложились в регламент встречи с участниками слета «Аскольд и Дир» и, угостившись вкусным обедом, покинули остров.

Уезжали в хорошем настроении, ведь встречи и знакомства с участниками слета - ребятами их вожатыми и учеными-наставниками, ознакомительная экскурсия по лагерю и его окрестностям, блестяще проведенная организаторами и руководителями проекта О.В. Некрасовой и отцом Димитрием, вызвали у высокого гостя воспоминания о собственной молодости, расположили к искреннему и доверительному рассказу о себе, о жизни, о профессии, о профессии ученого… Рассказ, который в итоге вылился в развернутый монолог о встречах на пути в науку, определивших суть и смысл всей жизненной деятельности на избранном поприще, в признание любви к предмету и теме своих исследований, к учителям, коллегам и соратникам. Учитесь, ребята!

 Справка:

Возможность исследовать один из островов архипелага залива Петра Великого Японского моря, богатый  своей интересной историей вместе с учеными ДВО РАН появилась у молодежи Приморья и Дальнего Востока в результате победы проекта «Аскольд и Дир» в первом конкурсе президентских грантов в 2021 году по направлению поддержка проектов в области науки, образования, просвещения. Поставив перед собой цель создать просветительскую площадку для дополнительного образования, направленную на повышение мотивации изучения истории и других наук среди школьников и молодежи отдел по работе с молодежью Приморской митрополии совместно с Межрегиональным фондом поддержки Молодежных инициатив «Татьянин день — Приморье», при активной поддержке и участии Дальневосточного отделения Российской академии наук, выступили организаторами исторического научно-краеведческого слета «Аскольд и Дир».

Название просветительского проекта и место проведения слета выбраны не случайно  и дополняют друг друга. Начало истории государства Российского, которая на протяжении столетий до наших дней уверенно и планомерно дошла до берегов Тихого океана, историки связывают с Аскольдом и Диром — легендарными князьями конца IX века, заложившими основы древнерусской государственности. Напоминание об этом — гордое имя Аскольд, которое носит сегодня один из островов Японского моря у побережья Приморского края, сыгравший стратегическую роль в истории Дальнего Востока

 

Дополнительно:

ТВ города Фокина о слете «Аскольд и Дир»

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН