Главное

20 апреля 2022 года во Владивостоке, на площадке Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского состоялась вторая технологическая встреча, посвященная проблемам и перспективам подготовки инженерных кадров для промышленных и отраслевых предприятий города и Приморского края

Встреча представителей законодательной и исполнительной власти, руководителей ведущих предприятий промышленности, научных и образовательных учреждений была инициирована Советом по развитию промышленности на территории Владивостокского округа при содействии Дальневосточного отделения РАН, и вновь продемонстрировала жизненную необходимость подобных мероприятий. В этом с трибуны конференц-зала Дальневосточного морского тренажерного центра университета заверил, приветствуя участников встречи от имени главы города К.В. Шестакова, от себя лично и от городских депутатов председатель Думы Владивостока, заместитель председателя Совета по развитию промышленности на территории Владивостокского округа при администрации города, куратор проекта «Локомотивы роста» в ДФО Андрей Петрович Брик. 

— Наши встречи – это площадка для обмена мнениями, позициями, успехами и проблемами, и естественно, для нас будет важно зафиксировать эти вопросы и продвигаться дальше. Сегодня здесь собрались люди, которые формируют и организуют будущее как своих предприятий, так и всей системы образования города. Совместная выработка комплекса конкретных и полезных решений и рекомендаций для подготовки кадров для нашей промышленности, науки и образования, для малого и среднего бизнеса — цель и задача этой встречи, залог продвижения вперед, — выразил уверенность и надежду законодатель и предоставил слово «хозяину помещения, которое является сегодня  и будет в будущем эталоном и ориентиром для высшей школы и всей системы образования в деле подготовки инженерно-технических кадров» —  ректору Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского  Денису Викторовичу Бурову, который только что вместе со своей командой вернулся из Москвы.

—  Тренажерный центр университета, на площадке которого мы с вами сегодня собрались, — это та точка роста, которая позволяет МГУ готовить кадры для будущего, — приветствовал участников встречи руководитель вуза. —  Образовательная повестка в последнее время становится все актуальнее. Москва, Минобрнауки стали более пристально смотреть в сторону Дальнего Востока, его межведомственных вузов, а в рамках государственной образовательной программы «Приоритет» наш регион выделен в отдельный проект. Уже проведены четыре сессии, основной лейтмотив которых —вузам Дальнего Востока необходимо объединяться в рамках компетенций и потенциала каждого. Нам нужно выстроить систему работы по организации непрерывного образования, начиная, может быть, даже с дошкольного, с уровня детских садов, работать с ребятами, развивать у них инженерное мышление. Думаю, это нам сегодня под силу, если только все здесь сидящие осознают это и выстроят такую дорожную карту, которая будет эффективно отслеживать действия каждого из нас.

– Надо сегодня этот вопрос обсудить и наметить те вехи, те направления, по которым мы будем системно работать, продвигаясь к намеченной цели — подготовке инженерных кадров для экономики города и края, — сказал в заключение ректор морского вуза.

— Сегодняшний трек встречи немножко как бы выпал из того, что мы намечали. А намечали мы проводить технологические встречи, которые позволили бы нам соединить науку, технику и бизнес вместе, — напомнил в своем выступлении заместитель председателя ДВО РАН, научный руководитель Института автоматики и процессов управления ДВО РАН академик РАН Юрий Николаевич Кульчин. —  Предыдущая, первая наша встреча, посвященная судостроению и судоремонту, выяснила, что имеем все — заводы, технику и даже технологии. Но некому эти технологии воспринимать: вот почему проблема образования сегодня стала чрезвычайно важной и актуальной.  Образование должно быть не только непрерывным, но и сопровождать нас всю нашу жизнь. Мы должны создавать и соответствующие направления для подготовки будущих абитуриентов, –  через общеобразовательные школы, лицеи, колледжи и, конечно же, высшие образовательные заведения. Понятно, что образование невозможно без науки. Представляя здесь дальневосточную академическую науку, отмечу, что в этом направлении в ДВО РАН сделан очень правильный и важный, на мой взгляд, шаг. Это — создание базовых кафедр в университетах, что позволяет на ранней стадии привлекать и студентов, и преподавателей к самым современным исследованиям, повышать их уровень. Неважно, где будут работать выпускники, главное, что у них будет правильно поставлено мышление.

Пожелав участникам мероприятия плодотворной работы, академик выразил надежду, что встречи станут регулярными, потому как проблем очень много, и надо решать их сообща.

— Очень важно, что одним из организаторов таких мероприятий выступает высшее учебное заведение. Ни одно наше крупное совещание с промышленниками не проходит без обсуждения темы подготовки кадров, – отметил, обращаясь к участникам встречи, заместитель министра промышленности и торговли Правительства Приморского края Алексей Анатольевич Пикалов.  — На днях состоялся круглый стол по импортозамещению, на котором приморские сельхозпредприятия обратились к промышленникам с просьбой заместить то оборудование, которое им из-за санкций не могут поставлять. Из десяти приглашенных руководителей пять ответили: мы бы с удовольствием эту работу выполнили, но — некому.  То есть, есть заказ, есть работа, но нет кадров, которые эту работу могли бы выполнить. Это, в частности, красочно характеризует ту ситуацию, в которой наша промышленность сегодня находится, — констатировал высокий гость и выразил надежду, что встречи, подобные сегодняшней, помогут эту ситуацию исправить.

Вступительные слова представителей законодательной и исполнительной власти города и края, академической науки и высшего образования создали необходимый деловой настрой и получили развитие и в прозвучавших на технологической встрече докладах, и в процессе обмена мнениями.

О том, как строится довузовское образование на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, рассказала проректор МГУ по образовательной деятельности Елена Вячеславовна Жилина. Кратко презентовав сам университет, его базу и инфраструктуру, докладчик остановилась на выстроенной в вузе системе непрерывного образования, сделав акцент на довузовском, представила Лицей, реализующий программы с пятого по одиннадцатый классы, гордость МГУ – Морской инженерный колледж, располагающий тремя филиалами в разных географических точках региона. В завершение доклада, по просьбе председателя городской Думы А.П Брика,  была представлена концепция создания на острове Русском, на территории бывшего Казарменного городка 9-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады в районе бухты Рында, переданного Морскому университету Министерством обороны РФ еще в 2005 году, научно-образовательного комплекса, ключевым элементом которого станут гражданские кадетские морские классы, созданные по аналогу с Нахимовским военным училищем ТОВВМУ имени адмирала С.О. Макарова.

— У Морского университета есть на сегодняшний день амбициозный проект, идея которого укладывается в линейку и систему непрерывного образования: создать научно-образовательный комплекс, который мы назвали «Будущее Арктики», потому что он будет работать на развитие Дальневосточного региона и Арктики, – сообщила проректор МГУ. — Мы должны растить инженеров, начиная со школьной скамьи, создав на одной площадке среду, в которой на условиях полного пансиона, в большом красивом кампусе наши дети бы проходили обучение и внедрялись в систему инжиниринга, формировали то самое инженерное мышление, о котором сейчас очень многие говорят. Нам требуются не просто инженеры, а экосистемные инженеры. В концепции проекта мы обозначили цели, и, по сути дела, говорим о том, что хотим взращивать будущих технологических инженерных лидеров на этой площадке. Это – амбициозные цели, и мы надеемся, что нам удастся их достичь. Соответственно, мы хотим привлечь на будущую площадку всех наших академических партнеров, для того чтобы детям давать самую лучшую физику, самую наглядную и практическую математику, чтобы дети занимались программированием. На площадке этого комплекса должен быть инжиниринговый центр и детский технопарк, чтобы дети, проходя именно через него, собирались в режиме «от задумки, готового прототипа до выхода на промышленную мощность». Поэтому все свои амбиции мы хотим воплотить в один большой проект, в который вовлекаем не только наш университет — мы хотим увлечь всех самых сильных партеров, которые с нами работают, чтобы создать систему образования, способную провести в рамках инжиниринга детей — с пятого класса, через высшее образование — к профессии инженера и закрепить здесь, на наших предприятиях.

Идея создания научно-образовательного комплекса, сообщила заключение докладчик, вписывается в концепцию и стратегию развития острова Русский.  Проект уже получил поддержку Агентства стратегических инициатив и Государственной думы.

Опытом взаимодействия отдельно взятого учреждения среднего профессионального образования с индустриальными партнерами поделился заместитель директора по учебно-воспитательной работе Промышленного колледжа энергетики и связи Виктор Андреевич Михайлов.

Перспективы развития высшего образования в интересах промышленности Владивостокского городского округа очертил в своем докладе научный руководитель Политехнического института Дальневосточного федерального университета, академик Александр Тевьевич Беккер.

Программу технологической встречи завершила экскурсия по современнейшему, оснащенному по последнему слову научной мысли и техники, Дальневосточному морскому тренажерному центру МГУ им. адм. Г.И. Невельского, который был торжественно открыт в июле 2021 года.

— Наша общая задача ― создать при Совете администрации города по развитию промышленности Владивостока постоянно действующие площадки для взаимодействия власти, науки и образования, экономики и бизнеса, получила дальнейшее развитие, — подвел черту очередной технологической встречи, председатель Думы Владивостока, А.П. Брик. — Грамотные инженерные кадры очень важны для развития столицы Приморского края и всего Дальневосточного региона особенно сейчас, когда как никогда актуален вопрос импортозамещения. Производство испытывает большую потребность в образованных специалистах, ощущает острую нехватку инженеров и технологов. Взаимодействие предприятий с вузами и наукой будет способствовать решению этой задачи.

Фото: Татьяна Каширская

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН