Главное

Углеродная нейтральность – этой теме была посвящена встреча членов объединения предпринимателей «РОСТ» с учеными ТИГ ДВО РАН, которая прошла в Доме ученых Дальневосточного отделения РАН

Инициаторами мероприятия выступили сами приморские представители бизнеса в лице лидера РОСТа Евгения Шкарупы, роль организатора исполнил Дом ученых ДВО РАН, который привлек к разговору едва ли не самый компетентный в крае источник информации по избранной теме – ТИГ ДВО РАН в лице кандидатов географических наук старшего научного сотрудника Натальи Григорьевны Степанько и ведущего научного сотрудника Игоря Ивановича Кондратьева

Углеродная нейтральность — термин означающий, что компания сократила до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе своей производственной деятельности или компенсировала эти выбросы за счет углеродно-отрицательных проектов. Всех, кого интересует эта проблема «в мировом масштабе» и в доступной форме, отсылаем к статье на портале РБК «Что такое углеродная нейтральность».

Участников же встречи, кроме общих моментов, интересовали экологические проблемы юга Дальнего Востока, связанные с выбросами в атмосферу газов, выделяемых в процессе промышленного производства. Предприниматели с интересом рассматривали карты, схемы и диаграммы, на которых были представлены результаты исследований – территории с различными концентрациями выбросов в пространстве и во времени, задавали вопросы о причинах возникновения экологических проблем и способах их решения.

Очевидно, что наибольшая концентрация углекислого газа (СО2), оксида серы (SO2), метана (CH4) и других приходится на территории интенсивного промышленного производства, которых в Приморье немного. Но у нас свои проблемы. На китайской стороне концентрация промышленности гораздо выше, чем Приморском крае, и ее вредные выбросы к нам частенько приносит ветер.

На Китай вообще приходится 65% выбросов SO2 в Азии (20 млн. тонн).  83% этих выбросов в виде сухих и влажных выпадений оседает на территорию Поднебесной, 14% на моря и океаны, 0,8 на С. Корею, 0,4 на Ю. Корею, 0,5 на Японию и 0,4 на Вьетнам. Последние годы, правда количество выбросов в Китае стало сокращаться, в том числе и на приграничных территориях, благодаря новому курсу на «зеленую экономику». Но точных данных о переносе китайских выбросов на территорию России нет – они у нас не учитываются, т. к. не собираются.

Другая проблема: стремительно растущие выбросы собственного автотранспорта, которые в Приморье с 2012 по 2017 годы увеличились в 4 раза.

По мнению ученых, именно «залетные» и автомобильные выбросы в атмосферу являются основной причиной осадков повышенной кислотности, которые не редкость в Приморье. На Дальнем Востоке давно известно об усыхании елово-пихтовых лесов, что в основном объяснялось изменениями климата. Хотя, вероятно, в этом процессе очень велика и роль кислотных осадков.  Они также приводят к снижению урожайности сельскохозяйственных культур или, во всяком случае, снижают рентабельность ихз производства за счет дополнительных расходов на кальценирование почв.  Избыточное выпадение азота способствует вытеснению лесной растительности сорными травами и кустарниками. Но и это еще не все…

Некоторые загрязняющие вещества, такие как аэрозоль отражают солнечную радиацию, чем понижают температуру.  Взвешенные в атмосфере частицы представляют большую угрозу для здоровья людей. Так частицы размером до 10 мкм легко проникают в легкие и могут вызывать серьезные заболевания. Повышение температуры почвы создает условия для возникновения лесных пожаров, а повышение влагосодержания в атмосфере катастрофических наводнений, что и наблюдается в различных частях планеты.

К сожалению, современное состояние системы мониторинга на Дальнем Востоке России не позволяют достоверно оценить экологические и экономические последствия антропогенного воздействия на атмосферу. 

Для достижения углеродной нейтральности существует 3 основных способа: сокращение прямых выбросов и переход на экологическое энергообеспечение; утилизация CO2 из воздуха; компенсация выбросов через инвестирование в проекты, которые сокращают выбросы парниковых газов. Самый эффективный из них – первый, но он может привести к сокращению объемов производства. Что касается переработки СО2, то для предприятий мелкого и среднего бизнеса приемлемо использование технологии Эффективных Микроорганизмов, которая в настоящее время считается одним из наиболее актуальных и перспективных способов решения вопросов восстановления окружающей среды. Масштабное применение ЭМ было начато в Японии в 80-е годы прошлого века доктором Теруо Хига. 

Изначально этот метод использовался для повышения биологической продуктивности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства и улучшения экологии водных ресурсов. В последствии в результате экспериментов использование ЭМ оказалось эффективным в стройиндустрии, в ЖКХ, в производстве пластмасс, домохозяйстве и т.д. В России эти технологии пока не получили должного признания и распространения.

В 80-ых годах ХХ века украинскими учеными под руководством академика Б.Е. Патона активно велись эксперименты по утилизации всех видов отходов с помощью плазмотронов. Плазмотроны способны разлагать СО2 и другие вредные компоненты в отходах и при переработке «хвостов» с извлечением полезных компонентов. Кроме этого, в результате утилизации происходит выделение энергии, которую можно использовать в производстве, для выработки электроэнергии, обогрева помещений и т.д.

По итогам встречи все стороны остались довольны друг другом. Уважаемые докладчики Наталья Григорьевна и Игорь Иванович – активным интересом предпринимателей к предмету их исследований, предприниматели – компетентной, полной, сжатой и доходчивой информацией из первых рук, Дом ученых, в лице его директора Юлии Львовны Брехман, тем, что его очередное мероприятие прошло на должном уровне. Ну, а как иначе?

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН