Главное

экология

 

«Зелёная броня» города: хватает ли горожанам деревьев и кустарников

 

Зимой, когда деревья без листвы, а газоны скрыты под сугробами, как никогда видны просчёты в планировании зелёных зон. Да и само озеленение не сезонная работа, а постоянный процесс, и зимние месяцы могут быть благоприятным временем для планирования и подготовки мероприятий по обустройству зелёных зон. Сколько надо газонов, кустарников и деревьев для создания действительно комфортных условий жизни горожан? Как научные подходы могут помочь городу создать устойчивую «зелёную броню» от смога, шума и стресса – читайте в интервью со старшим научным сотрудником лаборатории геологических и геоэкологических исследований Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН кандидатом географических наук Верой Борисовной Калмановой. Её исследования – конкретный инструмент для городских властей в планировании экологичного и комфортного пространства.

 

– Вера Борисовна, что представляет из себя «зелёная среда» урбанизированной территории с точки зрения учёного? Это просто элемент декора, «лёгкие» города или сложная система его жизнеобеспечения?

– Начнём с того, что число городского населения в мире увеличилось более чем вдвое с 1950 года. ВВ.Б. Калманова на Всероссийской научной конференции в Хабаровске настоящее время почти половина из 8,2 миллиарда жителей планеты – горожане. Согласно прогнозам, к 2050 году две трети глобального прироста населения будет приходиться на города, а большая часть оставшейся трети – на посёлки городского типа. В РФ 73% населения – это горожане. В 16 крупнейших городах (с населением более 1 млн человек) проживают 35 509 177 человек, или примерно 24,1% от общей численности населения страны.

И как общая тенденция роста и развития городов – прогрессирующее ухудшение состояния природных компонентов и условий жизни человека. Это неизбежное негативное явление в городах. Тем ни менее, есть и положительные моменты: города занимают незначительную часть суши, что даёт возможность сохранить остальную природу в неприкосновенности. Но как же быть тем людям, которые живут в городах, они нуждаются в комфортном проживании, а это не только наличие объектов инфраструктуры, но и необходимость в чистом воздухе. Для улучшения экологической ситуации в городской среде необходимо большое внимание уделять зелёным насаждениям. Растительность на улицах городов, посёлков рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни человека в гигиеническом и эстетическом отношениях.

Роль растительности, особенно на урбанизированной территории, бесценна и именно сохранение биоразнообразия будет определять выживание человечества в XXI веке. 

Приведу некоторые количественные показатели, чтобы читатели могли понять насколько большую роль выполняет растительность в столь непростых для себя обстоятельствах. Ведь в условиях города продолжительность её жизни значительно сокращается, максимум она доживает до 60–100 лет.

Всем известно, что листва деревьев поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Так вот, летом дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек, а 1 га зелёных насаждений за 1 час поглощает 8 л углекислого газа и выделяет в атмосферу количество кислорода, достаточное для поддержания жизнедеятельности 30 человек. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной приблизительно 45 метров. В течение вегетационного периода одно дерево может накопить столько свинца, сколько его содержится в 130 л бензина.

В.Б. Калманова с коллегами ИКАРП ДВО РАН и членами РГО в заповеднике

Кроме того, листва деревьев активно улавливает пыль. Один гектар еловых насаждений может задерживать в кронах до 32 т пыли в год, сосновых – до 35, вяза – до 43, дуба – до 54 т. Содержание пыли в воздухе на озеленённой улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев.

Зелёные насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают его уровень на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.

Деревья и кустарники выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы. Активными источниками фитонцидов являются берёза, ива, ель, сосна, тополь, черёмуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Губительными для болезнетворных микробов являются хвойные леса. Так, например, фитонциды сосны губительно действуют на возбудителей туберкулёза, а фитонциды тополя, дуба – на бациллы дифтерии, фитонциды черёмухи обыкновенной подавляют размножение сальмонелл и тормозят рост стафилококка.

Что касается эстетики. Скверы, парки, площадки с разнообразными растениями и композициями, дополненные малыми архитектурными формами, декоративными водными элементами (фонтаны) способствуют полноценному отдыху населения. Положительное эмоциональное воздействие, ну и плюс эстетическое удовольствие.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос, обычное городское дерево, кустарник и в целом зелёные насаждения выполняют ряд важных функций: средоформирующую, санитарно­гигиеническую (оздоровляющую), рекреационную, являясь по своей сути регулирующими системами, во многом обеспечивающими степень комфортности городской среды и, следовательно, здоровья жителей, часть их физиологических и психологических потребностей.

– Вы проводили исследования для подтверждения того, что растения – это «биологическийРуководитель ИГ СО РАН И.Н. Владимиров, с.н.с. ИКАРП ДВО РАН В.Б. Калманова и директор ТИГ ДВО РАН К.С. Ганзей фильтр» и «шумоизоляционный щит», можете привести наглядные примеры?

– В целях подтверждения ранее мною озвученных количественных данных, был проведён анализ атмосферного воздуха в различных функциональных зонах города (как у основных автомагистралей, так и за полосой зелёных насаждений на расстоянии 5 м от дороги) на содержание оксидов углерода и азота для определения функциональной значимости древостоя в поглощении этих химических веществ.

Установлено, что зелёная зона сокращает уровень загрязнения оксидом углерода почти в пять раз(от 0,1 – 5,1 мг/дм3); оксидом азота – в три раза (от 0,005 – 0,057 мг/дм3).

Таким образом, растительность города способна активно преобразовывать химические атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Лидерами по поглощению углекислого газа являются тополь душистый, ильм японский, берёза плосколистная.

Помимо очищения воздуха от примесей, растения также обладают исключительной способностью поглощения значительной части звуковой энергии. Исследования уровня шумового загрязнения проведены вдоль транспортных магистралей и за растительностью на расстоянии 5 м от дороги (учитывались как лиственные, хвойные деревья, так и кустарники).

Зелёные насаждения способны поглотить в среднем до 10 дБа шума. Наибольшим звукопоглощающим эффектом характеризуются древесные породы, имеющие большую площадь и густоту листьев. Хвойные породы отличаются более низкой звукопоглощающей способностью, но их влияние проявляется в течение всего года. Установлено, что клён поглощает звук в два­три раза интенсивнее (15 дБа), чем ель (до 5 дБа); тополь (11 дБа) и липа (до 9 дБа). Наилучшей звукопоглощающей способностью обладают насаждения, в составе которых находятся как деревья, так и кустарники в виде живой изгороди.

Деревья и кустарники также улучшают микроклимат улиц. Повышают влажность воздуха и стабилизируют влагообмен между поверхностью земли и атмосферой. В тени деревьев в жаркий день температура воздуха на 7–80С ниже, чем на открытом месте. Если в летний день температура воздуха на улицах выше 300С, то в парке или сквере термометр показывает лишь 22–240С.

– Каким, с точки зрения специалиста, должен быть идеальным «зелёный» облик города? Есть ли определённые нормативы?

– Конечно, нормативы существуют, начиная от описания в методических рекомендациях, разработанных Министерством природных ресурсов и экологии России, как подготовить территорию, посадочные места, какой должна быть почва, и до содержания и охраны деревьев и кустарников, цветников. Плюс строительные нормы и правила (СНИПы), в которых указываются количественные данные, например, количество деревьев и кустарников в различных функциональных зонах города (промышленные, жилые зоны и т.д.), а также нормы площади зелёных зон и количество деревьев на человека. Например, в нормативах приводятся следующие показатели по озеленению: самыми зелёными территориями общего пользования должны быть парки, скверы (200–300 деревьев, 1200–1300 кустарников на 1 га), территории больниц и лечебных учреждений (180–250 деревьев, 720–1000 кустарников на 1 га). Обеспеченность последних зелёными насаждениями должна быть 50–65%, не меньше. На участках жилой застройки должно быть озеленено 40–60% территории. Минимальная обеспеченность зелёными насаждениями на участках производственной застройки – 10–15%. Причём парки и скверы должны составлять не менее 70% в общем балансе озеленённых территорий. Строительные нормы и правила рекомендуют не только размеры городских и районных парков, но и время, за которое можно до них добраться. Для городских парков оно должно составлять не более 20 мин.

Что касается нормы зелёных насаждений на человека, то это 21 м2 и три дерева.

Если соблюдать данные нормативы, то уже можно соответствовать идеальному зелёному облику. Но также необходимо учитывать и региональные особенности территории. Даже не сколько природные, потому что можно подобрать насаждения, наиболее адаптированные к нашим условиям, сколько антропогенные, уже существующие. Например уже сформированная планировочная структура города (как правило, для городов характерно хаотичное расположение жилых и промышленных зон, отсутствие санитарно-защитных зон и др., к примеру ТЭЦ мы никуда не сдвинем и надо исходить из того, что имеем и варьировать, то есть правильно подбирать растительность, с учётом её функциональной значимости).

– Что такое зелёный каркас города и почему он должен быть непрерывным?

– Если посмотреть на город с высоты птичьего полёта, то озеленение должно выглядеть как паутинка, в виде единой непрерывной сети, как сеть автомобильных дорог. Зелёные насаждения должны соединяться «зелёными коридорами» вдоль автодорог, водоохранных зон, дворовых территорий с городскими и пригородными лесами. Обязательно должны присутствовать локальные элементы: парки, скверы и др. Самое главное, что это всё должно быть в системе. По мировым стандартам, в пространстве муниципального образования экологический каркас должен занимать не менее 25% территории. Тогда это позволит полноценно выполнять средоформирующие и средостабилизирующие функции. Но и в то же время город будет иметь идеальный зелёный облик.

Например, в Биробиджане на человека приходится 558 м2 зелёной зоны, что значительно выше нормы, но опять же за счёт окрестностей города, городских лесов; в пределах городской застройки этот показатель значительно ниже нормы – 4 м2. С одной стороны ситуация стала немного улучшаться, за последние почти 10 лет, в рамках различных акций по посадке деревьев, организованных мэрией, природоохранными службами, Институтом комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН. С участием жителей города и различных организаций было высажено более 10000 деревьев и кустарников. Но недостаточно высаживать, необходимо ещё и постоянно поддерживать «лёгкие города» в санитарном порядке. Например, убирать старовозрастные деревья (в т.ч. аварийные), которые не способны полноценно выполнять санитарные функции и требуют замены. Они и опасность несут: в случае падения – здоровью человека и вред инфраструктуре, а также становятся источником заражения (если дерево болеет) здоровых деревьев.

– По вашим данным, насколько российские города, в среднем, соответствуют этим нормативам (21 м2 на человека, 40­60% озеленения дворов)?

– Вести учёт зелёных насаждений на урбанизированных территориях весьма сложно, так как велико антропогенное воздействие (строительство новых объектов). Оценка достаточности зелёных насаждений в городе для массового повседневного отдыха показала, что их меньше, чем требуется на человека без учёта городских и пригородных лесов (например, в Оренбурге, Твери, Владимире, Чебоксарах – 3­7 м2, в Москве и Санкт­Петербурге – 17­ 25 м2, в Хабаровске – 18 м2 на человека). Более подробные исследования были проведены в городах юга Дальнего Востока, а именно произведены расчёты площади зелёных зон и открытых пространств (незастроенных участков), которые являются перспективными резервными территориями, сдерживающими пресс антропогенного воздействия в городах. Открытые пространства города – главная составная часть при планировании территории, при формировании экологического каркаса. И уникальность городов юга Дальнего Востока в том, что на долю открытых пространств приходится в среднем 50,7%, что является благоприятным показателем. В основном открытые пространства занимают окраины города и всего до 20% приходится на застроенную часть (например, Биробиджан – 11,7%; Хабаровск – 19,4%; Находка – 20,1%).

Количество зелёных насаждений общего пользования, приходящиеся на одного жителя города, в пределах городской застройки, ниже рекомендуемых норм: Владивосток – 3,5 м2/человек, Улан­Удэ – 4,5 м2, Благовещенск – 3 м2, Чита – 3,5 м2 и т.д.), то есть в среднем 3,5­4 м2. Такой недостаток зелени в пределах жилой застройки, где основное время проводят горожане, относится к существенному дефициту, с которым мы сталкиваемся. На примере Биробиджана, если соответствовать тем нормативным требованиям, которые ранее мною упоминались, то исходя из площади территории города, у нас должно быть не менее трёх парков (на сегодняшний день один парк культуры и отдыха), не соответствует показатель норме и по количеству зон кратковременного отдыха горожан (скверы). Например, в северном районе города озеленённых общественных пространств нет, та основная часть скверов, которая есть в городе и благоустроена, в основном находится в историческом центре Биробиджана. Такая проблема характерна для многих городов ДВ и РФ в целом. Для её решения необходимо разрабатывать мероприятия по увеличению зелёных зон и соответственно количества зелёных насаждений за счёт открытых пространств.

– Точечная застройка – это почти всегда потеря зелёных участков. Простое «посадим столько же деревьев в другом месте» является ли равноценной заменой вырубленному скверу?

– Точечная застройка – стрОительство новых зданий или сооружений в исторически сложившемся жилом микрорайоне, происходит обычно на месте зелёных зон. Поэтому, к сожалению, это приводит к потере зелёных участков. Но с другой стороны, это город, специфика которого – создать зоны комфорта, куда входят и объекты социальной инфраструктуры, социальные здания, инженерные объекты, транспортная инфраструктура, жильё. Целесообразно ли возведение строительного объекта – решает муниципалитет. Но если постройка планируется на месте зелёной зоны, которая не входит официально в ранг рекреационной, то застройщики должны, исходя из нормативов, вблизи облагородить равнозначную зелёную зону и количество высаженных деревьев должно быть не меньше вырубленных. Как правило, на месте скверов и парков строительство не ведётся, разве что в рамках реконструкции и модернизации самой зоны отдыха, но тогда сносят только аварийные деревья и высаживают молодые деревья (подрост). Ну и желательно посадку производить в районе того участка, где была ликвидирована зелёная зона, так как фитомасса зелёных насаждений очищала воздух именно для данного микрорайона.

– Что эффективнее с точки зрения экологии – один большой парк или множество зелёных точек во дворах?

– Как правило, зелёные насаждения в парке (площадь не менее 15 га) выполняют средоформирующую функцию – сохранение генофонда биоразнообразия; формирование микроклимата; сохранение экосистем, имеющих природно­антропогенную ценность, а также среды обитания растений, наземной и почвенной фауны. Но когда в городе один парк, то на него приходится большая рекреационная нагрузка, что негативно отражается на экологическом состоянии растений, это первое. А второе – необходимы в 15-­ти минутной шаговой доступности в каждом микрорайоне зоны кратковременного отдыха горожан (скверы, минипарки), так как это не только комфортные условия для отдыха и разгрузка центрального парка, но и выполнения этими зелёными участками средостабилизирующих функций, а именно: стабилизация соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе; регуляция ветрового, температурного режима, шумоизоляция и др. Поэтому функции как парка, так и множества зелёных точек во дворах бесценны, и не заменяют друг друга.

– Что может сделать обычный горожанин, чтобы улучшить зелёное здоровье своего двора? Только ли это участие в субботниках и высадках?

– Один из способов облагородить свой двор – высаживать растения и цветы. При этом необязательно делать нечто особенное. Яркая цветочная клумба или невысокий кустарник добавят двору естественной красоты. Помимо внешней привлекательности, в районе станет легче дышать.

В последующем необходимо вовремя подрезать кусты и ветки деревьев (места спила обрабатывать садовым варом, чтобы предотвратить появление энтомовредителей, сокотечение), чтобы они не заграждали общественные тротуары и проходы. Ухаживание за газоном: выдёргивание сорняков, уборка мусора, а также отходов жизнедеятельности за питомцами.

Обращаются ли к учёным ИКАРП ДВО РАН муниципальные власти, чтобы с их помощью решить какие-либо вопросы экологической направленности, озеленения города?

– За консультацией и помощью к нам обращаются органы региональной и муниципальной власти, а также другие природоохранные организации. Взаимодействие проявляется, например, в подборе видов деревьев и кустарников для посадки, консультациях по правильному высаживанию растений, расчётах ущерба в случае незаконной рубки деревьев, повреждения почвенного покрова (снятие верхнего плодородного слоя почвы, захламление и загрязнение). Кроме того, сотрудники ИКАРП ДВО РАН проводят таксационное описание лесов на участках, где планируется строительство, реконструкция дорог, прокладка линии электропередач и т.д.

В конце беседы хочу ещё раз подчеркнуть: следует учитывать важную роль флоры в обеспечении базовых условий для жизнедеятельности человека в урбанизированной среде. Растения выступают как основной продуцент, поддерживающий качество атмосферы, почв и психоэмоциональный комфорт горожан. В связи с этим, охрана и приумножение зелёных зон не должны рассматриваться исключительно как прерогатива коммунальных служб. Это комплексная задача, успешное решение которой возможно лишь при осознанной кооперации жителей, муниципалитета, бизнеса и учёных. Консолидация усилий на этом направлении – необходимое условие для сохранения и повышения экологического потенциала городов.

 

Татьяна ЯРМОЛЕНКО

Фото предоставлено Верой КАЛМАНОВОЙ

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН