Главное

 

Путь в науку начался с «вулканчика» из перманганата калия и глицерина

Виктору Михайловичу Захаренко, младшему научному сотруднику лаборатории химии морских природных соединений ТИБОХ ДВО РАН 24 года. Он учится в аспирантуре, преподаёт химию в ДВФУ.

– В семье я – самый младший. Брат с сестрой старше на 13-15 лет, поэтому вместе со сказками заодно слушал пересказ школьных учебников, а когда подрос – уже самостоятельно добрался до энциклопедий и толстенной книги с большой надписью «Химия». Помню забавные случаи, когда меня куда-то звали, а мне не особо хотелось идти, то быстро находил эту книгу, садился на кресло и возмущённо говорил, что «учу химию», порой держа книгу вверх ногами. Много интересных историй вытекло из неуёмного желания разобрать и посмотреть, как работает всё, что попадалось под руку, начиная от радиоуправляемых машинок и заканчивая фотоаппаратами. Кстати, именно так узнал на практике, что такое «конденсатор». Разбирая старенький фотоаппарат «Кодак», надеясь вытащить из него вспышку, нечаянно замкнул на себя выводы конденсатора, который эту самую вспышку питал. К сожалению, он оказался заряжен и меня неслабо ударило электрическим током.

Опыты проводил с пяти лет

Особое место в моем детстве всегда занимали два химических опыта, которые мне сначала лет в 5-6 показал брат, а потом я и сам иногда их делал, когда разрешали. Первый – «вулканчик» из перманганата калия и глицерина. Не самая безобидная вещь, если недалеко есть что-то, что может легко загореться. Тут за мной всегда приглядывали. Второй опыт – шипение кристалликов лимонной кислоты и соды при смачивании их водой. Здесь уже всё вполне безобидно, главное не переборщить с реагентами, иначе убежит пена.

Компьютер у меня появился тоже рано. Можно сказать, что по нему я учился читать, решать кроссворды. Играл тоже немало, само собой.

Школьное время было менее богатым на впечатления, хотя активно участвовал в олимпиадах по химии и информатике. И там, и там получалось достичь хороших результатов, однако в химии явно недоставало практики. В то же время, имея интерес к точным наукам, я окончил школу искусств. Забавно, но желание заниматься музыкой появилось только после выпуска.

На окончательный выбор поступать на химический факультет, думаю, повлиял пример семьи. И родители, и брат с сестрой в работе были ближе к различным областям химии и биологии. А мне хотелось следовать их примеру.

Выбирать университет долго не пришлось – не хотел далеко уезжать от дома. Поэтому выбор пал на ДВФУ, где я окончил бакалавриат, магистратуру, а сейчас учусь в аспирантуре.

Говоря о научных кумирах – не могу сказать, что у меня они есть. Скорее, ориентируюсь на опыт и пример своих родственников, преподавателей, старших коллег, друзей и знакомых.

Судьбоносная встреча

На третьем курсе бакалавриата пришёл на кафедру биоорганической химии ДВФУ в поисках темы для работы и научного руководителя. Так познакомился с кандидатом химических наук Тимофеем Владимировичем Маляренко, с которым мы работаем больше четырёх лет. Он руководил моей бакалаврской и магистерской работами, и, сейчас, аспирантской тоже. Отличный руководитель и наставник - спокойный, надёжный, рассудительный. Никаких шероховатостей в работе нет, всё идет последовательно, без лишней суеты. Лабораторией, в которой я работаю и выполняю свои научные исследования, заведует кандидат химических наук Наталья Владимировна Иванчина –замечательный человек и мастер своего дела, как в научном плане, так и в делах, носящих чисто административный характер. Мне довелось дважды участвовать в экспедициях на НИС «Академик Опарин» – в Японском море у побережья Приморья и в Южно-Китайском море. В экспедициях мы собирали материал для дальнейших исследований, обменивались опытом с учёными из других институтов, в том числе зарубежных.

Если говорить об исследовании, над которым работаю: что в начале учёбы, что сейчас – общая суть наших изысканий не претерпела существенных изменений. Мы изучаем так называемые малые молекулы морских звёзд, производимые ими в ходе жизнедеятельности. Выделяем такие молекулы, устанавливаем их химическое строение, а также исследуем проявляемую ими биологическую активность. Морские звёзды известны тем, что подвержены довольно небольшому числу заболеваний, а также обладают впечатляющими способностями к регенерации. При этом химические соединения, которые они производят, малоизучены. Особенно это касается глубоководных видов, а также видов, обитающих в Охотском и других северных морях. Мгновенного практического эффекта от этих научных изысканий ожидать не стоит. Однако подобные исследования делают всё ближе день, когда люди смогут преодолеть заболевания, считающиеся сейчас неизлечимыми. Химические соединения, полученные из морских объектов, зачастую существенно отличаются структурой от своих аналогов у наземных организмов, кроме того, так же широко и разнообразие этих структур. Они могут отличаться не только у разных видов, но и внутри одного вида, имеющего разные ареалы обитания.

Почему важно находить новые структурные разновидности соединений и как это связано с тем, какой эффект на организм человека они будут оказывать? Представьте себе ключ и замок. Ключ имеет определённую форму, замок – некоторую внутреннюю структуру. Если они подходят друг другу, то при их взаимодействии замок откроется. Примерно так же дело обстоит и с химическими взаимодействиями внутри нашего организма. Если молекула субстрата (ключ) подходит к активному центру фермента или рецептора (замку), то произойдёт взаимодействие и проявится соответствующий биологический эффект.

Не так просто найти новые соединения, которые бы подошли к нужным ферментам. Количество возможных вариантов огромно и приближается к числу атомов в наблюдаемой вселенной уже при 100 атомах углерода в соединении. Для сравнения, небольшой ганглиозид GM1, участвующий в механизме восстановления нейронов, содержит более 70 атомов углерода.

Важно научиться работать с огромными объёмами данных

Говоря о том, чем отличается нынешнее поколение учёных, нельзя не отметить существенно увеличившийся объём научной информации, а также скорость, с которой появляются новые данные. Помимо обычных качеств, необходимых любому учёному, вроде аккуратности, внимательности, целеустремленности и так далее, крайне необходимый сегодня навык – грамотное планирование собственного времени и расстановка приоритетов. Нужно успевать работать с актуальной литературой, планировать и проводить эксперименты, писать отчёты, заявки на гранты, работать со студентами, учиться и осваивать новые методы, при этом желательно иногда ездить на конференции. Поэтому одной из основных отличительных черт современных учёных, думаю, можно назвать умение работать с огромными объёмами быстро изменяющейся информации.

Виктор ЗАХАРЕНКО

Фото предоставлено автором

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН