«Дальневосточный учёный», №20 от 26 октября 2016 г., с.5.

 

Поездки

Они верят в победу идей чучхе – «опоры на собственные силы»

 

Недавно из поездки в Корейскую Народно-Демократическую Республику – город Пхеньян вернулась делегация Дальневосточного отделения РАН. Сотрудничество наших учёных с корейскими коллегами давнее: в столице КНДР на протяжении последних 18-ти лет с интервалом в два года проводятся международные выставки научно-технической литературы, и участие Дальневосточного отделения РАН в их работе стало уже традицией.

Очередная 10-я выставка проходила с 26 по 28 сентября 2016 года во Дворце науки и техники, открытом в октябре прошлого года. Дальневосточное отделение на этот раз было представлено тремя экспозициями: собственно ДВО РАН, издательства «Дальнаука» и Тихоокеанского института географии ДВО РАН. На выставке также были развернуты экспозиции Сибирского и Уральского отделений РАН, фонда «Русский мир». От Дальневосточного отделения РАН в работе выставки участвовали главный учёный секретарь ДВО РАН член-корреспондент РАН В.В. Богатов и директор издательства «Дальнаука» В.С. Сердюк. Около 300 научных изданий – монографии, атласы, журналы, компакт-диски, представляющих особый интерес для участников выставки, были представлены нашей стороной. Делегация ДВО РАН от имени членов Дальневосточного отделения передала лидеру Корейской Народной Демократической Республики товарищу Ким Чен Ыну подарок с изображением на металлической пластине здания Президиума ДВО РАН.

Информацию о Международной юбилейной выставке научно-технической литературы в Пхеньяне, а также о Международной междисциплинарной научной конференции, проходившей в Пхеньянском университете им. Ким Ир Сена (в этом году отмечающем своё семидесятилетие) можно прочитать на сайте ДВО РАН (http://www.febras.ru/). Мы решили не пересказывать события официального визита в Северную Корею, а обратились к Виктору Всеволодовичу БОГАТОВУ с просьбой поделиться своими впечатлениями от поездки в эту страну.

– Как вас приняли корейские коллеги?

– Тепло и дружественно. Фонд «Русский мир», ДВО РАН и издательство «Дальнаука» оказались победителями и получили ценные призы. Тихоокеанскому институту географии ДВО РАН, Сибирскому и Уральскому отделениям РАН вручили дипломы. Это хороший результат. В Международной юбилейной выставке было много участников, но даже дипломы получили немногие. Следует отметить, что организаторы выставки поощрили каждого русского участника. Устроители выставки попросили меня выступить с ответным словом во время торжественного открытия от имени всех иностранных участников. Это говорит о том, что для корейцев развитие отношений с Россией приоритетно как раньше, так и сейчас. Доброе отношение к России, российскому народу отметил в личном разговоре со мной заместитель председателя Центрального комитета Трудовой партии Кореи (ТПК), Председатель Верховного Народного Собрания КНДР товарищ Цой Тхэ Бок, принявший участие в открытии выставки, и который, кстати, хорошо владеет русским языком. Председатель Оргкомитета выставки, старейший член ТПК и известный политический деятель КНДР госпожа Ким Чен Сук оказала мне честь, попросив сопровождать ее во время просмотра экспозиций.

– Виктор Всеволодович, помимо работы на выставке были ещё встречи с корейскими учёными?

– Во время нашего визита Университет имени Ким Ир Сена в Пхеньяне отмечал семидесятую годовщину своего образования. Я получил приглашение выступить на научной конференции, проходящей в связи с этим событием. Должен сказать, что как сам университет, так и конференция произвели на меня хорошее впечатление. Университет занимает площадь полтора миллиона квадратных метров, объединяет три института (юридический, литературный и компьютерный), 13 факультетов (экономический, исторический, философский, иностранных языков и литературы, физический, механико-математический, химический, науки жизни, науки окружающей среды Земли, геологический, атомной энергии, физкультуры, переподготовки кадров), более 10 НИИ и научных центров. В составе университета находятся: естественнонаучный музей, библиотека, издательство, типография, Дворец спорта, огромный кампус и так далее. В университете работает более 2000 преподавателей, в том числе 400 академиков и членов-корреспондентов АН КНДР, профессоров и докторов наук, обучается более 10 000 студентов. Кстати, университет сотрудничает с ДВФУ.

Понравилась хорошая организация конференции, непременное обсуждение каждого из представленных «не по бумажке» докладов, свободное владение докладчиками и аудиторией английским языком, высокий научный уровень сообщений.

Произвела впечатление университетская библиотека: огромное число научных изданий, компьтеризованный поиск научной информации, электронные базы данных.

– А как же наши представления о закрытости Северной Кореи?

– Закрытость имеет место быть, но есть тенденции к её снижению. Так, например, летом этого года КНДР открыла безвизовые поездки в приграничный город Синыйчжу для китайских туристов, во время нашего визита в Пхеньяне проходил международный кинофестиваль. Люди живут активной культурной жизнью.

Очень неплохо развиты компьютерные технологии. Доступ во всемирную паутину ограничен, но внутри страны интернет обычен. Широко распространена мобильная связь, но нет международного роуминга.

– Какое впечатление произвёл на вас Пхеньян?

– Пхеньян очень хорош: современные кварталы, широкие проспекты, просторные площади, разнообразные парки отдыха, интересные парки развлечений, самый большой в мире стадион, прекрасное метро, аквапарк и дельфинарий, где мне во время представления удалось один на один пообщаться с морским котиком. Много музеев, причём оснащённых современными музейными технологиями. Город очень чистый. Развит общественный транспорт, но частных машин мало, причем в выходные дни их въезд в центр города запрещен.

Осенью прошлого года в Пхеньяне был построен удивительный с архитектурной точки зрения Дворец науки и техники – огромный комплекс, выполненный в форме модели атома. В составе комплекса электронная библиотека, лаборатории виртуальной реальности и моделирования землетрясений, кинозалы, занимательные научные аттракционы для детей. А с детьми в этот Храм науки и технологий простые корейцы ходят с удовольствием. В центре главного зала высится модель спутниковой ракеты.

Летом в Центральном зоопарке Пхеньяна открылся новый Музей естествознания. В его экспозициях на общей площади около 35 тыс. кв.м. представлено более 40 тыс. экспонатов. В центральном холле музея посетителей встречают три скелетных модели динозавров в натуральную величину. Под потолком холла экспонируются птерозавры, как будто парящие в небе. В музее можно увидеть как древних обитателей планеты по геологическим эрам, так и современных представителей флоры и фауны, получить сведения об их экологии.

В основную структуру нового музейного комплекса входят пять павильонов: «Космос», «Древние обитатели», «Флора», «Фауна» и «Подарки». Гости музея имеют возможность посетить электронную библиотеку (читальный зал, каталог, кабинет достижений науки и техники). К их услугам – база данных о флоре и фауне Кореи и всего мира, сведения о зарубежных музеях естествознания, материалы, рассказывающие о технологиях изготовления и сохранения макетов и чучел животных… Детворы в музее очень-очень много, но никто из юных посетителей не выдирает зубы динозаврам или акулам, как в нашем Океанариуме, зато умело пользуются электронными «учебными развлекухами».

Очень понравился цирк. Великолепное здание, зал на три с половиной тысячи человек, высокопрофессиональные артисты, весёлые лица детишек и взрослых.

Конечно, жизнь в столице отличается от провинциальной. Но это не отличительная черта Северной Кореи. Побывайте, например, в нашей «глубинке».

– Согласна. А какие черты отличительные?

– Выезжая из гостиницы, в скверах и просто на улицах я замечал группы молодёжи и людей постарше, занимающихся физкультурой. На многих площадях играют детские духовые оркестры. В каждой школе есть такой оркестр. По утрам взрослые идут на работу, а дети их «подбадривают».

– А милитаризация общества?

– Роль армии в обществе действительно высока, но этому есть и причины, и традиции. Как известно, соглашение о перемирии в июле 1953 года не подписали представители Южной Кореи – Ли Сын Ман упорно считал, что войну нужно продолжать до полного разгрома коммунистов. Поэтому формально Республика Корея до сих пор находится в состоянии войны с КНДР. Разумеется, сейчас боевых действий армии не ведут, но информационная война в отношении КНДР не ослабевает. К примеру, в интернете легко можно встретить материалы, бичующие сверхзакрытость северокорейского общества наряду с детальным, леденящим кровь описанием жестоких казней.

Помимо сугубо военных задач, армия выполняет те же функции, что МЧС в России, военнослужащие выполняют большой объём строительных, хозяйственных работ как когда-то стройбаты в СССР и так далее.

На мой взгляд, СМИ, рассказывая о милитаризации КНДР, несколько «сгущают краски», оставляя без должного внимания такой несомненный приоритет северокорейского руководства как развитие образования, науки и техники. Северная Корея – одно из не столь богатых государств Восточной Азии, но при этом корейцы могут похвастаться стопроцентной грамотностью, высокой продолжительностью жизни и высоким уровнем урбанизации, населением, не менее трудолюбивым, чем китайцы или южнокорейские соседи, но более дисциплинированным, в силу привычки к жизни в своеобразных политических условиях. Поэтому неудивительны их успешные испытания ядерного оружия, и то, что КНДР стала одной из всего десяти космических держав мира.

Неподалёку от гостиницы, где мы остановились, в центре города, выстроен большой проспект науки с супер современными жилыми зданиями, которые выделены учёным и преподавателям. "Развитие науки и технологий остается приоритетным направлением политики партии" – эти слова Ким Чен Ына подтверждаются практикой. Ученых в Северной Корее оценивают не числу статей и импакт-фактору, а по реальному вкладу в развитие страны.

– Такое отношение к работникам образования и науки не может не радовать.

– Уважительное отношение к образованию, к образованности традиционно для Кореи. Так Ким Ир Сен подчёркивал, что образование – дело исключительной важности, от которого зависят судьбы государства и нации. Правительство КНДР делает упор на развитие непрерывного образования для всех членов общества. В стране широко развито непрерывное образование взрослых, о котором раньше так много говорилось в СССР. Почти каждый гражданин участвует в некоторых образовательных программах «малых учебных групп». Институты образования для взрослых включают в себя «заводские колледжи», в которых рабочие обучаются новым навыкам без отрыва от своей работы. Существуют также «сельские колледжи», где сельские работники могут учиться, чтобы стать инженерами или помощниками инженеров, прекрасно развита система дистанционных курсов. Для рабочих и крестьян существуют «школы для трудящихся» и «старшие средние школы для трудящихся.

В музеи ходят не просто «поглазеть». В них обязательно есть электронные библиотеки и учебные классы для занятий. А главное – в классах мы видели много простых людей и молодежи.

– Как вас кормили? Еда была очень острая?

– Кормили отлично. Кухни на выбор: корейская, китайская, европейская. Вкусно готовят всё, особенно понравились некоторые мясные блюда.

– И собачатина была?

– Собачатины не было, зато были осетры, которых в Корее научились выращивать искусственно, и замечательное пиво!

– А как относятся к России, к русским?

– Как к добрым и близким друзьям, причем как официальные лица, так и обычные корейцы. Чтут советских воинов, павших за освобождение Северной Кореи. Памятники им поддерживают в хорошем состоянии.

Живя во Владивостоке, мы неплохо осведомлены о том, как работают северокорейцы. Они – дисциплинированы, не злоупотребляют алкоголем, берутся за работу с утра и работают быстро и качественно с небольшим перерывом на обед до вечера без болтовни и перекуров.

Их средняя зарплата невелика – от 70 до 100 долларов США, в стране действует талонная система, по которой можно получать основные продукты и некоторые необходимые товары. Немного напоминает СССР в доперестроечные времена.

Корейцы чтут своих руководителей и верят в победу идей чучхе – «опоры на собственные силы». Со временем идеология чучхе перешла в экономику, оборону и так далее. Но стоит ли осуждать людей за их веру в то, что все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций опоры на собственные силы?

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Северокорейцы с детства воспитаны и живут не так, как принято в демократических странах, но от этого не выглядят несчастными. Пожелаем им справиться со всеми проблемами, жить в благополучии и мире со всеми соседями.

Беседовала Анастасия КУЛИКОВА

 

 

image1

Центральный вход во Дворец науки и техники

 

image2

КНДР, Пхеньян, Международная выставка научно-технической литературы

 

image3

Студенты Пхеньянского университета

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН