О честности ученого и свободе научного поиска

 

1

По инициативе руководства ИИАЭ ДВО РАН 29 августа в Президиуме ДВО РАН состоялась встреча директоров академических институтов и сотрудников ДВО РАН с профессором Франкфуртского университета Вильгельмом Эсслером. Профессор Эсслер известен своим вкладом в современную логику и философию науки, а также работами по древнеиндийской философии, древнегреческой философии и философии Канта. С середины прошлой недели он ведёт открытый курс по современной логике в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Задача курса – приобщить всех интересующихся к достижениям современной логики, начиная от логического анализа рассуждений в самых разных областях знания и заканчивая основаниями математики и самой логики.

На встрече с директорами институтов профессор Эсслер предложил обсудить природу научного поиска и положение науки в современном мире. Своё выступление он начал с описания условий научного исследования, без которых невозможна подлинная наука: это честность учёного перед самим собой и всем научным сообществом, а также свобода научного поиска. Конечно, для занятий разными науками важны и другие качества, но два вышеназванных являются универсальными для всех наук. Честность учёного означает, в числе прочего, его готовность отказаться от результатов и подходов, которые казались многообещающими, но в итоге обнаружили свою непригодность. Этой честности способствует общение с коллегами и оценка ими гипотез и полученных результатов, поскольку очень часто исследователь оказывается пристрастен к своим идеям. Без свободы научный поиск также немыслим. Особенность научных открытий, особенно крупных, состоит в том, что они не приходят по расписанию и к их совершению учёного нельзя вынудить, даже если посулить ему немалые деньги. Примеры Эйнштейна и Планка показывают, что учёный может совершать величайшие открытия в весьма скромных условиях, но только если по-настоящему живёт своим исследованием и имеет достаточно свободы, особенно свободного времени для бескорыстного научного поиска. Конечно, немало учёных, располагающих временем, не совершают и, возможно, никогда не совершат значительных научных открытий. Но если лишить науку свободы, открытий не придётся ждать даже от тех, чей научный талант несомненен.

К сожалению, отметил профессор Эсслер, нередко бывает так, что государство интересуется развитием науки по причинам, имеющим мало отношения к научному поиску как таковому. Очень часто побудительным мотивом могут выступать вопросы престижа – например, положение научных и образовательных учреждений в том или ином международном рейтинге. Тогда государство бывает готово выделять огромные средства на «подъём» науки. Однако значительная часть этих средств не доходит до самих учёных, а получение того, что доходит, обставляется такими условиями, для выполнения которых даже выдающимся учёным нередко приходится идти на всяческие ухищрения. Но, главное, эти условия лишают учёного свободы научного поиска, ставят его в жёсткие рамки заранее прописанного расписания. Во всяком случае таково было положение дел в Германии в предшествующие десятилетия.

Новейшим веянием стало создание так называемых «университетов превосходства», которые должны обеспечить прорыв в определённых областях науки. При этом их финансирование осуществляется во многом за счёт тех университетов, которые считаются менее перспективными. Возможно, такие меры и были бы отчасти оправданны, если бы «университеты превосходства» в самом деле двигали науку вперёд. Но никаких выдающихся научных свершений, соразмерных выделяемым деньгам, за ними пока замечено не было.

Такого рода попытки государства организовать систематическое производство научных открытий профессор Эсслер проиллюстрировал цитатой из своего любимого романа «Мастер и Маргарита». Герои романа Коровьев и Бегемот иронически превозносят Дом писателей в Москве как теплицу для выращивания литературных дарований и предвосхищают шум, который поднимется в мире, когда какое-нибудь из этих дарований создаст произведение, не уступающее шедеврам прошлого. Между тем, как с грустной иронией отметил уже сам профессор Эсслер, ничего подобного ни в искусстве, ни в науке мы пока не наблюдаем.

Отвечая на вопросы после своего доклада, он согласился с тем, что развитие экспериментальной физики и иных экспериментальных дисциплин в наши дни требует огромных затрат. Вместе с тем он не переставал напоминать о необходимости свободы поиска, без которой учёный теряет интерес к науке и в лучшем случае сосредоточивается на вторичных исследованиях и проработке уже имеющихся результатов. Говоря о том, какими качествами и компетенциями должен обладать руководитель научно-исследовательской организации, гость из Германии отметил, что необходимым является широкий научный кругозор и способность непредвзято относиться различным исследовательским направления. Однако он с сожалением отметил, что в наше время наличие учёной степени и звания не гарантирует у их обладателя этих важных качеств.

В заключение профессор Эсслер поблагодарил коллег из Академии за тёплый приём и за оказанное ему внимание, а вице-президента ДВО РАН В. Сергиенко – ещё и за подаренную книгу о Владивостоке. Но и по завершении встречи общение не закончилось: некоторые из присутствовавших задавали профессору Эсслеру интересующие их вопросы и живо обсуждали их вместе с ним. Прощаясь, профессор Эсслер напомнил, что в ближайшие недели он продолжит выступать с лекциями по логике и философии в Институте истории, и выразил готовность вновь приехать во Владивосток.

 

2 3

4 5

6

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН