Остров.ру, Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]
Особенностью подготовки к 70-летнему юбилею Победы является проблема ее защиты. В современных условиях история самой кровопролитной войны становится заложницей интересов недобросовестных историков и политиков, стремящихся переписать историю, принизить значение нашей Победы и пересмотреть ее геополитические итоги.
О некоторых тенденциях в интерпретации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в современной общественной мысли, науке и образовании нам рассказывает кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ Светлана Плохих.
— Бедой современного общества является разрушение нашего исторического сознания и превращение истории в инструмент политики. К примеру, после ухода с международной арены Советского Союза и резкого ослабления международных позиций нового международного субъекта — Российской Федерации — в западной историографии утвердился тезис о «решающем вкладе» в разгром гитлеровской Германии Соединенных Штатов Америки, а не Советского Союза.
Также наблюдается стремление возложить на Россию нравственную ответственность за события и трагедии тех лет, а народу-победителю приписать «комплекс вины». Например, в 2009 году была опубликована книга «История России. XX век: 1939–2007 гг.» под редакцией доктора исторических наук, профессора МГИМО А.Б. Зубова. Вторая глава книги называется «Советско-нацистская война 1941–1945 гг. и Россия». Одно только название уравнивает СССР с фашистской Германией.
В бывших республиках распавшегося СССР, разгромившего когда-то фашизм, ведется целенаправленная работа по вытравливанию из сознания граждан чувства победителей. В 2009 году были обнародованы результаты масштабного исследования «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств». Творческий коллектив проанализировал около 200 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик. Что удивило и озадачило? Во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории построено на концепции русской оккупации и многовековой национально-освободительной борьбы.
В современных украинских учебниках, например, преобладает утверждение о том, что во Второй мировой войне Украина стала ареной борьбы двух тоталитарных государств: Германии и СССР. Подобный миф присутствует в учебниках по истории Латвии, также представленной жертвой двух тоталитарных режимов, причем сталинизм преподнесен как «более опасный и худший» для латышей. В школьном учебнике «История Эстонии» (автор М. Лаар) написано: «Надежда на освобождение Эстонии наступила 22 июня 1941 г.». Никаких упоминаний о 140 фашистских концлагерях на территории Эстонии, об убийстве в период гитлеровской оккупации 120 тысяч ее жителей нет.
Современное молодое поколение, таким образом, получает искаженную информацию об одном из величайших событий XX столетия. В целом освещение темы Великой Отечественной войны в учебниках нуждается в пересмотре. Критически оценивая события тех лет, мы не должны выискивать там только негативные аспекты. Было и другое: мобилизация всех сил и средств страны на отражение фашистской агрессии, примеры мужества и героизма, дружбы народов, мощное добровольческое движение в защиту страны. О приказе № 227 школьникам и студентам знать надо, но они также должны знать и о том, что его содержание полностью соответствовало традициям воинских уставов российской армии со времен Петра I и Суворова.
В учебниках недостаточно раскрывается вопрос об источниках победы советского народа в этой войне, ее значении для всего мира. Со страниц почти исчезли примеры героических подвигов на фронте и в тылу. Проведенные в преддверии 65-й годовщины Победы опросы школьников по истории Великой Отечественной войны в школах г. Владивостока выявили следующую картину: более 50 % школьников не знали о подвигах Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев. К ответу на вопрос «Назовите улицы г. Владивостока, названные в честь героев Великой Отечественной войны», были отнесены имена Невельского, Тухачевского, Комарова. Отмечался низкий процент положительных ответов на вопрос об орденах Великой Отечественной войны.
Именно сейчас так важно говорить об историческом значении и смысле событий тех лет. В жизни каждого народа всегда имеются смысловые пункты развития, в которых закодированы характер нашего самосознания, историческая связь поколений, цивилизационные приоритеты общества и государства. Особым смысловым пунктом в нашей истории является Великая Отечественная война, в ходе которой наш народ не только отстоял свою независимость, но и спас человечество от нацизма и «коричневой чумы». Победы в боях за свою землю, за свою веру, за народ обеспечили и величие России.
Не будем забывать, что патриотизм относится к тем идеалам, утрата которых делает общество нежизнеспособным и без которых у страны нет будущего. Недаром американский президент Р. Никсон в свое время говорил, что надо сделать так, чтобы в России никогда больше не было Александров Матросовых и Зой Космодемьянских. Весь мир был поражен подвигом краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия». Подвиг Александра Матросова повторили более двухсот советских воинов, подвиг Николая Гастелло — 74 экипажа боевых самолетов. Неужели мы забудем тех, кто поднимался в атаку, грудью бросался на амбразуру вражеского пулемета, уходил в бессмертие воздушным тараном, кого не сломили ни пытки, ни фашистские лагеря? Мы должны знать и помнить о выдающихся примерах героического служения Отечеству. Именно сегодня нужны обобщающие труды, посвященные героизму воинов, тружеников тыла, партизан, молодежи, в том числе на уровне регионального опыта.
Принизить нашу Победу никому не удастся. Более того, память о Победе 1945 года поможет нам воспитать здоровые общественные силы, у которых будет объединяющее начало. В этом заключается одна из главных целей работы историков — передача от поколения к поколению памяти о событиях времен прошедшей войны.
Оригинал публикации: http://www.dvfu.ru/web/smi-dvfu/-/k-70-letiu-velikoj-pobedy-v-zasitu-istoriceskoj-spravedlivosti