Кандидат химических наук Олеся Маляренко: В будущем полисахариды бурых водорослей могут стать основой для создания хемопревентивных лекарственных препаратов

Моляренко 1

Морские водоросли являются источником различных лечебно-профилактических препаратов, пищевых и кормовых добавок, ингредиентов косметических средств, поскольку содержат целый ряд веществ, обладающих биологической активностью. Что касается отдельных витаминов, маннита, микроэлементов и йодсодержащих соединений, то их в морских организмах больше, чем в других продуктах. Но наибольшую ценность представляют полисахариды бурых водорослей, которые составляют в зависимости от вида водоросли и стадии ее развития от 40 до 80% сухого веса.

Недавно была опубликована статья об исследовании биологической активности веществ из бурых водорослей. Мы побеседовали с первым автором этого исследования – научным сотрудником лаборатории химии ферментов ТИБОХ ДВО РАН – кандидатом химических наук Олесей Маляренко.

– Олеся Сергеевна, расскажите, почему полисахариды водорослей удостоились вашего внимания?

– Полисахариды – самые распространенные на Земле биополимеры. Они разнообразны по составу, физико-химическим свойствам и биологической активности.

– Вы исследовали водоросли целиком или получали из них какие-то отдельные вещества?

– В нашей работе мы исследовали биологическую активность глюканов, которые были нами выделены из трех видов водорослей, в том числе, и из всем известной морской капусты.

–  В статье говорится о химических модификациях этих веществ

– Да, выделенные вещества были нами модифицированы с помощью химических методов. Мы заменили гидроксильные группы в исходном веществе на сульфатные группы.

– На мой взгляд, наиболее интересная часть работы – это изучение биологической активности.

– Чтобы выполнить исследования, о которых мы говорим, необходим труд многих специалистов. И каждый из них расскажет, насколько интересна его часть работы. Мы изучали, как влияют полученные нами вещества на различные стадии образования опухолей (инициацию, промоцию, прогрессию и метастазирование). Наивысшей противоопухолевой активностью обладает вещество – ламинаран и его сульфатированное производное из несъедобной водоросли (Fucus evanescens), собранной в районе Курильских островов. Важно было еще определить, почему вещества так действуют на опухолевые клетки, на какие физиологические механизмы влияют наши вещества. Мы сделали в этом направлении несколько шагов и выяснили, что полученные нами вещества ингибируют миграцию клеток рака молочной железы, т.е. процесс метастазирования.

–  В каком направлении вы планируете развивать эти исследования?

– Полученные нами результаты показывают, что ламинараны и их сульфатированные производные могут стать основой для новых лекарственных препаратов противоопухолевого действия, замедляющих прогрессирование рака на различных стадиях его развития. Прежде чем эти вещества смогут стать лекарством, предстоит выяснить, как структура этих веществ связана с противоопухолевой активностью, а также детально изучить молекулярные механизмы их действия.

–  То есть до практической реализации еще далеко?

– Для практического применения наших разработок необходимо дополнительно провести целый ряд исследований, например, эксперименты по установлению детального механизма действия полисахаридов, тестирование действия веществ на животных, разработка методов стандартизации полисахаридов и т.д. В будущем полисахариды бурых водорослей могут стать основой для создания хемопревентивных лекарственных препаратов. Мы сделали несколько первых шагов, но предстоит трудный путь. Мы не боимся трудностей и верим в свои силы и удачу, которая в науке тоже нужна.

Ссылка на полный текст статьи:

Malyarenko O. S., Usoltseva R. V., Shevchenko N. M. , Isakov V. V., Zvyagintseva T. N., Ermakova S. P. In vitro anticancer activity of the laminarans from Far Eas tern brown seaweeds and their sulfated derivatives // Journal of Applied Ph ycology. – 2017. – Vol. 29, N 1. – P. 543–553. – Bibliogr.: 33 ref. doi: 10.1007/s10811-016-0915-3

На фото в начале текста: Олеся Маляренко. Сбор водорослей в экспедиции на НИС Академик Опарин

Моляренко 2

На фото: Олеся Маляренко за работой в ламинарном боксе.

Пресс-служба ТИБОХ ДВО РАН