Стратегия 2030 окончательная. Обсуждению подлежит

 

хабаровскСтратегия развития Хабаровского края до 2030 года, разработанная под эгидой Института экономических исcледований ДВО РАН, представлена на обсуждение публике в своём окончательном виде. Три месяца учёные вносили в документ поправки в связи с предложениями и замечаниями, высказанными широкой общественностью края.
Как отметил глава проекта, директор Института экономических исследований академик Павел Минакир, главные цели и концепция в итоге остались неизменными, но многие дельные конструктивные предложения существенно дополнили, расширили стратегию. Более того, в ней появились дополнительные программы и инвестиционные проекты, которых не было в первоначальном варианте. Учли учёные даже анонимные предложения, которые поступили в адрес разработчиков.

Главная цель стратегии – быть главным регионом роста на Дальнем Востоке, его индустриальным ядром, форпостом - осталась неизменной. С этим в общем-то никто не спорил. Механизм достижения этой цели - создание ряда пространственных агломераций, специализирующихся на чётких производственных направлениях – тоже остался неизменным. Предложенная технология «сжатия пространства» за счёт сокращения времени перемещения между агломерациями, строительством скоростных дорог, общественностью тоже поддержана. Новая индустриализация с упором на инновационные технологии – общепризнанно – это наш путь.
И тем не менее первоначальный документ и окончательный отчёт института имеют весьма существенные различия.
– Главным образом было подвергнуто «модернизации» само наполнение производственных «ядер», которые должны быть созданы,  – говорил академик Минакир.  – В большей степени для Хабаровской агломерации и Советско-Гаванскому узлу. Там произошли уточнения, скажем, по тем или иным рыборазводным заводам.

В меньшей степени подверглось корректировке наполнение для Комсомольска-на-Амуре. Существенно видоизменились разделы, связанные с индустриализацией, с модернизацией ресурсных отраслей. Особенно лесной и рыбной промышленности. С учётом реализуемых проектов. Много было предложений, связанных с южной аграрно-промышленной зоной. Они носили в основном расширительный характер.
Предлагалось даже перейти от формата развития этой зоны к формату развития сельского хозяйства края вообще. Это предложение нами было отклонено, поскольку изначальная идеология стратегии заключается не в развитии той или иной отрасли, а в поиске «полюсов роста», проектов, которые приведут к достижению общей качественно новой социально-экономической ситуации в регионе. И в понимании разработчиков такой зоной роста как раз и должна стать южная агломерация.
А вот замечания по Большому Уссурийскому острову учёные приняли. Кое-что было признано действительно «ненаучной фантастикой». Скажем, из стратегии ушло предложение по созданию на острове инновационного университета совместно с китайской стороной.
Появился в стратегии фактически новый блок - политика реализации стратегии, организационные механизмы, система мониторинга и управления, программное планирование. И что немаловажно - инвестиционный блок. То есть инвестиционные проекты, поддерживающие приоритеты. Самым трудным было именно последнее. И, думаю, никто сегодня не может быть уверен, что это получилось окончательно и идеально. Такое соответствие невозможно обеспечить даже теоретически. Средства для достижения цели (проекты) сильно зависят от наличных ресурсов, от реальной готовности проекта в то или иное время. Инвестиционный блок стратегии - это не традиционное описание параметров проектов, это перечень приоритетных направлений инвестдеятельности, который во многом сложился из имеющихся программ министерств, корпораций, по стратегии развития Дальнего Востока.

Кроме того, мы сформулировали ряд своих инициативных инвестиционных проектов, которые вытекают из идей и задач стратегии  и сформулировали временной эшелон реализации их. Порядка 20 проектов связаны со структурной модернизацией. Пять – по международному сотрудничеству. Порядка 3 проектов – по транспорту. Около 15 проектов по ресурсному сектору. 15 – по энергетике. Больше 20 проектов, связанных с улучшением качества жизни. И несколько – по информационному обществу.
В плане структурной модернизации один из наиболее ярких и значимых - проект по строительству и реконструкции исследовательских центров биотехнологии и генной селекции с опытными мощностями. Для нашего южного агроузла. Или проект создания аналога импортного быстрорежущего инструмента.
В плане качества жизни предлагается, например, большой проект строительства и реконструкции учреждений здравоохранения, формирующих медицинский ХАБ высоких технологий общерегионального значения. Строительство Дальневосточной государственной библиотеки, театра оперы и балета, художественной галереи – музея современного искусства. Есть спортивно-развлекательный центр в Комсомольске-на-Амуре. Предлагается реконструкция культурно-досуговых центров в городах и районах края.
В бытовом плане тоже есть проекты. Например, строительство заводов по утилизации и переработке твёрдых бытовых отходов в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Есть проекты создания новых мощностей по производству новых строительных материалов. Строительство жилья, включая умное жильё, масса спортивных объектов. «Сжатие пространства», как один из основных приоритетов стратегии, реализован должен быть как раз в проектах, связанных с транспортом. То есть в строительстве дорог, в том числе скоростных. Например, скоростной дороги Комсомольск - Амурск, начало строительства скоростной дороги Хабаровск - Комсомольск, такой же до Биробиджана и до Бикина. Всё зависит от наличия средств. Если эти проекты не реализуются к 2025 году, не запустится как следует рынок труда и ряд иных составляющих стратегии. В транспортном плане и реконструкция аэропортов. В первую очередь хабаровского и советско-гаванского.
Другая непростая задача была связана с определением перечня программ, следующих из стратегии. У нас 4 приоритета, поэтому получилось 4 основных блока программ. Была проведена ревизия действующих 32 государственных программ Хабаровского края. Часть программ мы предложили пролонгировать до 2030 года. Часть программ, не связанных впрямую с приоритетами стратегии, мы отнесли на усмотрение правительства.
Но есть и часть программ, действие которых мы рекомендуем прекратить, начиная прямо с 2017 года. Поскольку предлагаем принять новые, более соответствующие стратегии развития края, как мы её понимаем. Итого мы предложили 20 программ сохранить, 19 разработать заново. Плюс прекратить действие трёх программ. Две из социальной сферы, одну по росту производительности труда, поскольку она перекрывается более укрупнённой программой.
В окончательном варианте стратегии по предложению правительства появились уже не два, а три сценария развития и, соответственно, три варианта прогноза. Целевой сценарий остался неизменным. А базовый «раздвоился» на инерционный и собственно базовый, тот что рассчитан на общее улучшение обстановки, ресурсная ситуация, прикладываются усилия руководства.
Но не формируются те точки роста, что заложены в целевом сценарии, не идёт структурная перестройка экономики, не закладываются новые условия качества жизни. ТОРы не становятся ключём для запуска более обширных сфер новой экономики, как это заложено в стратегии. Целевой сценарий даёт неизмеримо лучшую картину в экономике и социальной сфере.
Достаточно серьёзные изменения в итоговом варианте стратегии произошли в шестом разделе, который касается инвестиционного климата, поддержки предпринимательства, импортозамещения и так далее.
Финансовое и организационно-управленческое сопровождение стратегии тоже подверглось корректировке. Тот же региональный бюджет зависит от федерального. Мы прописали, как организовать финансовую подпитку наших приоритетов.

В качестве предложения, которое нам показалось разумным, мы сформулировали «создать специальное подразделение в правительстве края, которое занималось бы стратегическим планированием и мониторингом». Мы описали, как это подразделение должно взаимодействовать с иными структурами субъекта федерации.

Особо подчёркивают разработчики «модульный» характер стратегии. Каждый приоритет выделен в отдельный модуль. И если ресурсов не хватает на реализацию всего, то отдельные модули не страдают за счёт отставания иных. Это, можно сказать, ноу-хау наших учёных.
Естественно, ключевой вопрос реализации стратегии  – финансы. Как считает Павел Минакир, рассчитывать на крупные государственные вливания в обозримом будущем не приходится. Изобилия 2003-2007 годов не предвидится. И в силу цены на нефть, и в силу массы иных факторов.  Расчёт на внешние и внутренние частные и корпоративные инвестиции. На экономическую активность населения, экономических агентов.
Сегодня, точнее в 2015 году, реальный объём инвестиций, вложенных в экономику Хабаровского края, составил 100 миллиардов рублей. По целевому варианту стратегии нужно, чтобы объём инвестиций в 2030 году составлял примерно 400 миллиардов. Чтобы получить четырёхкратный рост объёма инвестиций за 15 лет, нужно прирастать примерно по 10 процентов в год. Это не критичная цифра.

Если удастся изменить существующие сегодня отношения бизнеса и государства, если удастся запустить бизнес-проекты с новыми сферами деятельности, мы будем богатеть просто за счёт собственной работы. Как это делают страны, где нет запасов нефти и иных дорогих природных ресурсов. Главная идея стратегии заключается в том, что в Хабаровском крае нужно запустить контур внутренней генерации доходов. Чтобы работал бизнес, имеющий экспортные и внутренние доходы. И второе - необходимо добиться, чтобы Хабаровский край был местом, притягивающим инвестиции. Как это сделать - правительство края знает. Есть на этот счёт отдельная глава и в стратегии развития субъекта федерации.

 И, наконец, немаловажная вещь: разработка стратегии - это не фантазия Хабаровского края. Это документ, который предписано было разработать правительством Российской Федерации. Цель, очевидно, придумать, как наиболее эффективно распорядиться имеющимися финансами, чтобы получить максимальный экономический эффект.
Если наша краевая стратегия попадает в искомые параметры, то она имеет шанс попасть в определённый приоритет государства. И получить определённый «кусок от предполагаемого пирога». Разработчики очень надеются, что наша стратегия в этом смысле продукт качественный и поможет краю войти в число приоритетных регионов развития. Тем более, что Дальний Восток, по многим высказываниям, национальным приоритетом является априори.

Раиса Палей 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН