Прирост с подвохом

motrichБлагодаря мерам, принятым властями, темпы миграционного оттока с Дальнего Востока сократились в последние годы в разы. Об этом заявил заместитель главы минвостокразвития Сергей Качаев. Руководство страны ставит задачу довести численность населения в макрорегионе к 2025 году до 6,5 миллиона человек – это плюс 300 тысяч новых жителей. О том, какие подводные камни могут встретиться при достижении благой цели, рассказывает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Екатерина Мотрич.

‒ Екатерина Леонидовна, вы еще в 2010 году говорили, что масштабных, как прежде, миграционных потоков в ДФО уже нет и в обозримом будущем не будет…

Екатерина Мотрич: Конечно. Уже к тому времени кто хотел – тот уехал. Остались те, кому некуда ехать или у кого нет денег. Кого теряет регион? Прежде всего трудоспособных и мобильных людей. Да и сейчас Дальний Восток остается в лидерах по сокращению населения среди федеральных округов России. На демографической карте регион продолжает быть аутсайдером.

Да, отрицательное сальдо миграции уменьшилось. Но утверждение об улучшении ситуации в миграционных потоках не должно никого успокаивать. Здесь, кстати, есть интересная особенность: с 2011 года изменили учет миграции, и в категорию “постоянное население” стали вписывать прибывших к нам на работу на относительно длительный период, например, на девять месяцев. Но это же не постоянное население!

‒ А может, оно станет постоянным?

Екатерина Мотрич: Дело в том, что продолжительность проживания в регионе тоже сказывается на мотивации миграционного поведения. Люди, прожившие на Дальнем Востоке относительно короткое время, всегда являются потенциальными мигрантами. По данным Всероссийской переписи 2002 года, в субъектах ДФО только 48,7 процента населения проживало с рождения. А перепись 2010-го зарегистрировала и того меньше – 40,3 процента. Таким образом, предположение об усилении в будущем миграционного оттока нашего населения в другие регионы страны может оказаться небезосновательным.

Люди стремятся туда, где условия жизни лучше. Изменить сложившуюся ситуацию в миграционном партнерстве с российскими регионами непросто: условия проживания в ДФО значительно более сложные, а установленные льготы перестали быть стимулом для закрепления населения. В округе весьма слабая корреляция между доходами населения и развитием экономики, темпы роста которой за последнее время превышали среднероссийские. Это, а также повышенная стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг обусловливают попадание дальневосточных территорий в первую двадцатку самых дорогих регионов страны.

‒ Но ведь сегодня для приезжающих на Дальний Восток действуют определенные льготы. В некоторых регионах прибывшим специалистам дают квартиры и подъемные. Чем не привлечение мигрантов?

Екатерина Мотрич: Хорошим примером может служить программа содействия добровольному переселению соотечественников. В ее рамках планировалось создание определенного количества рабочих мест и не только… Подразумевалось, что человек, прибывающий на Дальний Восток, будет обеспечен средствами на переезд, работой, ему предоставят жилье. Федеральное финансирование предполагает только оплату проезда. Предприятия, даже если они заявили об имеющемся вакантном рабочем месте, в большинстве своем не могут обеспечить условия в рамках критериев программы. А возложить все на муниципалитеты принимающей стороны тоже неправильно. Несправедливо, если бюджетные средства городов и поселков будут уходить на обустройство переселенцев с других территорий, в то время как на местах существуют серьезные проблемы.

Да к тому же, если создавать преференции только приезжающим, то не избежать оттока местного населения.

‒ Миграция миграцией, но ведь мы делаем ставку и на естественный прирост?

Екатерина Мотрич: Да, в условиях превышения рождаемости над смертностью с 2012-го в Дальневосточном регионе впервые за постсоветское время наблюдался естественный прирост населения. В прошлом году в целом для Дальневосточного региона он оставался положительным и составил 5431 человек. Ключевое слово – в целом. Магаданская область в 2016 году показала минус 436 человек, а благодатный Приморский край и вовсе 2601 против 1510 в 2015-м…

Если создавать преференции только приезжающим в ДФО из других регионов, то не избежать оттока местного населения

Смертность на Дальнем Востоке в 2016 году была в полтора раза выше, чем в 1991-м. Соотношение умерших к числу родившихся в прошлом году превысило общероссийский показатель в 2,1 раза.

‒ Получается, у нас меньше рожают. Почему?

Екатерина Мотрич: Такая ситуация в определенной степени обусловлена сокращением числа женщин в репродуктивном возрасте. Есть основания предполагать, что ситуация ухудшится и в дальнейшем, поскольку возрастная структура населения (позитивная с точки зрения влияния на рождаемость) существенно изменится. Если численность женщин детородного возраста на Дальнем Востоке в 2010 году составляла 1722,5 тысячи человек, то к 2030-му, по нашим расчетам, это будет малолюдное поколение, рожденное в конце прошлого века – 1314,3 тысячи человек. Вполне очевидно, что от них трудно ожидать существенного повышения рождаемости, даже если количество детей в семье будет увеличиваться. Еще один нюанс. Важное условие для появления детей – жилье, возможность для семьи прожить на одну зарплату. Пока у нас эта проблема не решена.

‒ Так что же делать?

Екатерина Мотрич: Нам необходимо стабильное население? Значит, следует центральное звено любой концепции развития региона ориентировать на создание здесь экономически и социально привлекательных условий жизни и труда. Кроме того – и это важно – живущие на Дальнем Востоке не должны чувствовать свою оторванность от Центральной России, а потому в более широких масштабах следует обеспечить население льготным проездом авиационным и железнодорожным транспортом в другие регионы страны.

К слову

По данным правительства Сахалинской области, 1620 пенсионеров в 2016 году выехали на постоянное место жительства за пределы островного региона. За пять месяцев нынешнего года территорию покинули еще 450 пенсионеров. Эксперты объясняют это тем, что качество жизни в центральных регионах РФ гораздо выше, чем на Дальнем Востоке. Часть пожилых людей уезжает к уже перебравшимся в более комфортные края детям, а к кому-то, наоборот, подтягиваются затем сыновья и дочери.

Источник:РГ