Новые территории обитания краснокнижных растений Приамурья

Заполнение ложа водохранилища запланировано на этот год. Чтобы уцелеть, некоторым видам приходится менять место обитания – сотрудники Амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН перевозят их с затапливаемых участков в природный парк «Бурейский».

Строительство новых гидроэлектростанций в Приамурье – это наращивание мощностей и развитие электроэнергетики региона. Но есть и обратная сторона медали – негативные последствия для флоры и фауны прибрежных зон в результате затопления территорий, и наиболее уязвимы в этом растения, ведь у них нет возможности изменить привычное место обитания. Если учесть, что в долине реки Буреи растут десятки видов краснокнижных растений, имеющих статус редких и исчезающих, амурскую флору ожидают значительные потери.

Один из ярких представителей, попавших в группу риска, – одуванчик линейнолистный, занесенный в Красную книгу Амурской области. В нашем регионе он растет только по берегам Буреи, а за пределами области встречается в Хабаровском крае. Больше нигде в мире это уникальное растение не встречается.

В результате затопления водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС краснокнижный одуванчик в Приамурье может полностью исчезнуть. Удастся ли сохранить его популяцию – большой вопрос, ведь он с трудом приживается даже в естественных условиях.

– Основные места произрастания линейнолистного одуванчика были затоплены после создания Бурейского водохранилища, а Нижне-Бурейское уничтожит оставшуюся часть амурской популяции, – подчеркивает научный сотрудник Амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН Галина Дарман. – Вывезти его из долины реки, а затем заселить обратно невозможно, отчасти и от того, что растение предпочитает своеобразную экологию – этот вид одуванчика растет только на приречных песках-галечниках и скалах, а в обычной почве гниет. У него почти нет способности к выживанию в конкурентных условиях, поэтому против других растений, особенно сорных, он бессилен.

Сейчас несколько представителей этого вида живут и дают семена в коллекции Амурского филиала Ботанического сада-института – для этого приходится искусственно создавать привычные условия. Ученые все же надеются в будущем, когда границы водохранилища стабилизируются, отыскать в долине Буреи подходящие для посадки места и высеять семена, полученные от коллекционных растений.

Еще один эндемик (местный вид) долины Буреи – камнеломка Коржинского, получившая название в честь русского ботаника С. И. Коржинского. Многолетнее травянистое растение занесено в Красные книги России, Амурской области и Хабаровского края – камнеломка Коржинского произрастает только в этих двух регионах.

– Уже осваивает новые территории краекучник Куна – один из трех видов папоротника, которые мы перенесли в Бурейский природный парк, – говорит доктор биологических наук, заведующая лабораторией ботаники Амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН Валентина Старченко. – Растения перевезли из привычной зоны обитания в конце мая 2015 года, они находятся под постоянным наблюдением. Пока краекучник Куна не очень хорошо себя чувствует, но мы надеемся, что он освоится на новом месте. Тогда же в природный парк «Бурейский» заселились вудсия многорядниковая (красивый вид папоротника, занесенный в Красную книгу Амурской области) и многорядник укореняющийся, найденный в 2011 году только в одном месте долины Буреи – попадающем под затопление.

В ближайшее время ученые планируют перевезти на территорию ООПТ и остролодочник мягкоигольчатый – если начнется строительство Нижне-Зейской ГЭС, местонахождение растения будет затоплено и сохранение вида в Приамурье и на Дальнем Востоке станет весьма проблематичным. Известно, что остролодочник также растет в Сибири, но встречается очень редко.

Столь пристальное внимание уделяется лишь тем растениям, уменьшение численности которых в результате затопления может сыграть критическую роль. Остальные представители флоры, такие как лилии и ирисы, имеют широкую область распространения, и затопление скажется только на изменении численности вида в целом.

Растения-«пришельцы» и эндемики

Будучи учреждением государственным, Амурский филиал Ботанического сада-института ДВО РАН живет за счет федеральных дотаций, но в последние годы бюджетников переводят в режим экономии, а потому денег на многое, в том числе кадровый потенциал, не хватает. Однако объемов и важности научных исследований это не умаляет.

Приходит на помощь система обмена семенным материалом – ботанические сады России и зарубежья делятся друг с другом сортами, чтобы изучить, как будут приживаться растения в новых условиях. Чаще всего речь идет о декоративных представителях, которые в дальнейшем можно будет использовать в озеленении, тем самым сохраняя их генофонд. Такова история «азиатки» хосты. В Ботаническом саду прижились несколько сортов этого травянистого многолетника, отличающегося декоративностью листьев. На территории Дальнего Востока встречается два вида этого рода, но в культуре много лет используются и другие виды.

Все чаще в озеленении Благовещенска встречается вейгела – красиво цветущий кустарник, который к нам попал из Приморья, но и амурский климат пришелся ему по нраву.

Разводят амурчане и партеноциссус, или девичий виноград. Растение родом из Северной Америки, но приспосабливается к жизни и у нас. Правда, отмечает Валентина Старченко, может подмерзать зимой.

Гостья из Приморья – знаменитая лиана аристолохия (кирказон маньчжурский) – предпочитает условия повышенной комфортности, поэтому в нашем регионе существовать может только в оранжерее. Знаменита она тем, что широко используется в китайской медицине при лечении сердечных заболеваний, и в местах естественного обитания аристолохию активно уничтожают, что и послужило причиной занесения вида в Красную книгу России.

Немало среди обитателей Ботанического сада местных краснокнижных растений-эндемиков: бархат амурский (единственное дерево-пробконос в нашей стране), княжик крупнолепестковый, анемона лесная, ясень маньчжурский и другие. Входит в нашу Красную книгу и лук алтайский – по некоторым данным, он является одним из родоначальников лука-батуна. В Приамурье алтайский лук растет только в одном месте, но и там его практически весь съели местные жители – он очень вкусный.

Вот зацветает чубушник, который цветоводы называют садовым жасмином. История названия этого кустарника уходит в дореволюционные годы: в те времена его древесина использовалась для получения чубуков – полых деревянных стержней с трубкой для курения.

Отдельные виды декоративных растений, представленные в Амурском филиале Ботанического сада-института в избытке, можно приобрести: федеральное учреждение сотрудничает со школами и другими организациями, желающими озеленить территорию. Реализация растительности – не просто дополнительный источник дохода, но и способ сохранения генофонда растений.

Новые территории обитания краснокнижных растений Приамурья

Около 65 видов растений, занесенных в Красные книги Приамурья и России, уйдут под воду в результате строительства Нижне-Бурейской ГЭС. Чтобы уцелеть, некоторым видам приходится менять место обитания

 

Юлия Ожегова. Газета «Альфа-Телепорт», Благовещенск