Старшеклассники владивостокских школ стали участниками мероприятия «Путь в науку начинается со школы»,
которое прошло в Доме ученных ДВО РАН в честь Дня российской науки

20 февраля в Актовом зале Дома ученых ДВО РАН было шумно и оживленно –  сотрудники Центральной научной библиотеки и Президиума встречали старшеклассников-участников профориентационного мероприятия «Путь в науку начинается со школы», посвященного Дню российской науки.

С приветственным словом к гостям обратился Павел Витальевич Крестов - член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, директор Ботанического сада-института ДВО РАН. Ученый подчеркнул значимость празднования Дня российской науки, отметил, что День российской науки - это дата основания Российской академии наук, ставшей отправной точкой становления науки в нашей стране. Павел Витальевич также рассказал старшеклассникам о том, что изначально, при Петре I, преподавательский состав РАН был представлен в основном учеными из Голландии и Германии, т.к. в России тогда еще не было достаточного количества отечественных специалистов. Был период, когда и среди студентов РАН преобладали иностранцы. Со временем уже отечественные ученые внесли в мировую науку неоценимый вклад. Сформировалось научное сообщество страны и преемственность поколений ученых. Эта традиция бережно хранилась и передавалась в веках.  Сегодня ДВО РАН, как одно из региональных подразделений РАН, организует и проводит встречи со старшеклассниками, формирует устойчивый интерес к научным знаниям, открытиям и достижениям.

Продолжением встречи стала беседа-диалог с Андреем Владимировичем Поповкиным - кандидатом философских наук, заведующим кафедрой философии ИИАЭ ДВО РАН «Ради чего следует заниматься наукой». Андрей Владимирович в занимательной и  доступной для старшеклассников форме, с помощью простых примеров из повседневной жизни ответил на вопрос, что такое наука, научное общение и научная деятельность. Почему будущие ученые идут в науку, какими ценностями руководствуется ученый, чем его интерес или любопытство к чему-либо отличается от интереса обычного человека.   Беседа проходила в форме диалога, в ходе которого, у каждого участника появилась замечательная возможность задать вопрос молодому ученому, получить на него ответ и при желании поучаствовать в дискуссии. Андрей Владимирович, также обратил внимание присутствующих на то, что путь от выпускника школы до квалифицированного исследователя составляет в среднем 8 лет – 5, из которых включают в себя обучение в высшем учебном заведении, и 3 года обучение в аспирантуре. Для наук гуманитарного профиля этот путь может составлять от 10 до 15 лет. Андрей Владимирович задал участникам встречи несколько вопросов для размышления. Одним из них стал вопрос: «Если бы кто-то из вас был президентом нашей страны, какие задачи он бы поставил перед наукой?», отвечая на который старшеклассники предложили обратить внимание ученых на решение практических задач в разных областях науки. В частности в медицине было предложено представить разработки о методах профилактики и  лечения  различных  вирусов, в том числе  коронавирусов, поражающих современного человека. В завершении выступления, А. В. Поповкин посоветовал участникам встречи проявлять интерес к научным знаниям, научным открытиям и достижениям, задуматься и  обратить свое внимание на науку как на сферу дальнейшей деятельности.

Павел Витальевич Крестов, продолжил разговор о пути становления ученого, представив доклад «Мой путь в науку». Павел Витальевич кратко рассказал о своих детстве и юности, прошедших  в небольшой российской деревеньке. О том, как увлекся и как  был восхищен книгой известного этнографа биолога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая «Друг издалека». Кроме того он  перечислил школьникам выдающихся представителей науки, жизненный путь и достижения которых, произвели на него в разное время огромное впечатление (Георг Стейлер, Н.И. Вавилов, А.В. Красилов и другие). Павел Витальевич, отметил,  что главным отличием ученого от обычного человека является то, что у ученого есть возможность творить за гранью непознанного. И представил школьникам программу движения исследователя к достижению цели: читать; понимать что написано; понимать что не написано;  всегда иметь план на 30 лет вперед; достигать запланированной цели несмотря ни на что; помнить о том, что если вы намерены что-то сделать, то всегда найдутся противники; любить то, чем вы занимаетесь.

Завершением встречи стал обзор изданий (из фондов ЦНБ ДВО РАН) двух выставок «Дальневосточная наука в 21 веке: открытия и достижения» и «Советуем почитать»,  проведенный  заведующей Информационно-библиографическим отделом ЦНБ ДВО РАН Ю.В. Титовой.

Видео выступлений участников мероприятия можно посмотреть  ЗДЕСЬ