«Art and Science: искусство для науки или наука для искусства»

 

7

Лекцию с таким названием прочла в Доме ученых преподаватель интенсива Science Art  в рамках лектория СРЕ-DA магистратуры Digital Art ДВФУ  Владлена Громова (г. Москва) совместно с Сергеем Тимофеевым (г. Москва). Лекция состоялась 3 апреля в 19:00 в Актовом (Зеленом) зале Дома ученых.

Владлена Громова – художник, куратор, выпускница факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, со-основатель лаборатории интерактивного искусства и дизайна VALab – открытой платформы для реализации междисциплинарных проектов, связанных с образованием, наукой, технологиями и искусством. Участница художественных и научно-популярных зарубежных и российских выставок, победительница премии Кандинского в номинации «Молодой художник 2007 года».   

5 2«Science Art – направление современного искусства, представители которого используют новейшие технологии, исследовательские методики и концептуальные основания при создании своих произведений».

Дмитрий Булатов, популяризатор science art — направления в искусстве последних десятилетий, которое, согласно словарю современного искусства Анны Докучаеволй, подразумевает заимствование художником результатов научных исследований или исследовательских методов и логики при создании художественных произведений. Science Art не имеет четких границ: иногда с ним ассоциируют художников, которые обращаются к ученым для воплощения отдельных проектов».

3

На лекции в Доме ученых присутствовали учащиеся Владивостокской школы современного искусства, отделения магистратуры Школы цифровой экономики ДВФУ, Школы дополнительного образования старшеклассников «Поколение НЕКСТ», сотрудники ДВО РАН, ДВФУ, представители творческой интеллигенции города. Гостей им представила куратор Владивостокской школы современного искусства Яна Гапоненко.

В ходе лекции и научной дискуссии разговор шел о том, что в России Art&Science активно развивается уже около 20 лет: как направление искусства, как совокупность междисциплинарных теорий и практик, формирующихся в разных институциональных условиях – научно-исследовательских лабораториях, университетах, производственных кино и мультипликационных студиях, научных и художественных центрах, галереях, музеях. Однако примеры объединения усилий художников и ученых остаются явлением скорее маргинальным.

8На лекции Владлена рассказала о некоторых проектах, способствующих творческому сотрудничеству между художниками и учеными, и о художественных высказываниях, созданных в результате этой коллаборации. В рамках лекции были рассмотрены возможные концептуальные и методологические подходы на примере экспериментов современных художников и сюжетов из истории техно- и биологического искусства. Речь шла и о том, что российские кураторы и теоретики рассматривают сайнс-арт как культурный феномен, направление или жанр современного искусства, предлагают индивидуальные подходы в определении качества отношений между наукой, искусством и технологиями.