баннер философы

 

В среду 23 января в учебном классе Дома учёных начинается лекторий по истории и философии науки для аспирантов и сотрудников институтов ДВО РАН

Организаторами лектория - кафедра философии ДВО РАН и Дом учёных ДВО РАН. Ведет занятия к.филос.н. А.В. Поповкин. Занятия будут проходить по средам с 10:00 до 12:00. Для аспирантов, проходящих обучение по курсу «История и философия науки», посещение лектория обязательно

Кому и зачем нужен наш курс

Наш курс истории и философии науки нацелен, прежде всего, на выявление и прояснение сущностных оснований науки и научного познания. Особое внимание в нем уделяется науке как культурообразующей ценности западной цивилизации.

Должен ли современный ученый знать историю науки и владеть навыками философского анализа оснований науки и базовых научных методов? Нет – если он намерен заниматься в науке только технической работой и никак не соотносит свои исследования со своим же мировоззрением. И да, если ученый собирается быть ученым в собственном значении слова, для которого научный поиск – дело всей жизни. Причем не только в смысле занимаемого времени. Яркий пример взаимосвязи передовой науки с философскими размышлениями можно найти в книге великого немецкого физика Гейзенберга с говорящим названием «Физика и философия».

Наука в наши дни относится к тем областям деятельности, которые требуют от человека, особенно молодого, способности к значительному самоограничению, умения работать в условиях непонимания со стороны окружающих и т.п. Почему же, несмотря на указанные трудности, стезя ученого все же представляется некоторым людям привлекательной? От верного ответа на этот вопрос во многом зависит дальнейший жизненный путь ученого. В нашем курсе мы обратимся за ответом к величайшим философам и ученым… и постараемся помочь каждому найти свое собственное решение.

Конечно, всегда можно самостоятельно взять книжку великого философа или ученого и прочесть их философские размышления о науке. Но в реальности дело обстоит так, что философия и философствование родились в диалоге. Это были споры философов и софистов, беседы наставников с учениками, порой оказывавшиеся поучительными не только для последних… Наши соседи в Китае, говорят, что для того, чтобы научиться плавать — нужно плавать. Так же и в философии, в том числе и философии науки – для того, чтобы ей обучиться, нужно получить опыт реального обсуждения философских проблем науки. Вместе с приобретёнными теоретическими знаниями о науке это даст хорошую возможность понять работу собственной мысли, прояснить свои убеждения и усовершенствовать свою способность к философскому рассуждению.