
К 55-летию ДВНЦ АН СССР
К 55-летию ДВНЦ АН СССР/ДВО РАН меня попросили в профкоме ДВО написать краткие воспоминания о культурной жизни в Дальневосточном научном центре в 70 – 80е годы прошлого века. О науке к юбилею напишут и без меня. Тех же, кто был тогда в центре культурноразвлекательной жизни ДВНЦ, осталось, думаю, немного. «Иных уж нет, а те далече».
Помимо зрелых мужей, руководителей направлений, в ДВНЦ тогда потянулись выпускники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Московского инженерно-физического института, Ленинградского государственного университета и других вузов. Я приехал во Владивосток из Калининграда готовить дипломную работу 50 лет назад, в декабре 1975 года, и застал период становления ДВНЦ. Поехал вслед за своим учителем, доктором физикоматематических наук, профессором Уно Хермановичем Копвиллемом, из одного «кармана» страны в другой по диагонали, да так тут и остался. Тихоокеанский океанологический институт (ТОИ) во Владивостоке только-только оформился в самостоятельное учреждение. Молодой директор, Виктор Иванович Ильичёв, начал набирать сотрудников в новый институт. То же происходило и в других научных учреждениях. Большинство молодёжи селилось в общежитиях на ул. Кирова 64 и 62.
Как-то сразу получилось, что общежития, особенно на Кирова 64, где проживали в основном несемейные, стали центрами общественной активности. В те годы там обитало много интересных персонажей, не только научные сотрудники. Несмотря на застойное время, создалась своего рода критическая масса творческих людей, которая и запустила «реакцию» культурно-развлекательной активности в ДВНЦ.
Нужно подчеркнуть, что это была именно самодеятельность, которую никто не направлял и не возглавлял. Более официозным местом культурной жизни ДВНЦ был Дом учёных на Ленинской (ныне ул. Светланская). Там работали английский клуб и литературный клуб, устраивались разные мероприятия, где можно было встретить как докторов наук, так и аспирантов. Выступали академический хор «Коллаж» и студия современного танца под управлением Ольги Бавдилович. Участники клуба любителей кино совместно просматривали интересные фильмы в кинотеатрах города с последующим обсуждением. Были тесные связи с клубом любителей балета «Терпсихора» из новосибирского академгородка. Они привозили во Владивосток балетные труппы и лауреатов конкурсов бальных танцев. Впервые увидел тогда фильм Мориса Бежара «Болеро» с Майей Плисецкой. Приезжали интересные исполнители, с которыми устраивались неформальные встречи на квартирах: певица Елена Камбурова, группа «Звуки Му» с Петром Мамоновым и другие. Возникли тесные отношения с Приморским краевым драматическим театром им. М. Горького под руководством Е.Д. Табачникова. Сотрудники ДВНЦ принимали активное участие в ежегодном фестивале «Приморские струны» на Шаморе, куда приезжали барды из Москвы, других городов, выступали приморские исполнители.
Молодёжь развлекалась посвоему. Тематические дискотеки ДВНЦ «Полидиск» были не просто танцами с диджеями, а мероприятиями с культурной программой, посвящённой той или иной стране. Дискотеки проводились на разных площадках города и вывозились в другие города Приморского края.

В течение нескольких лет сотрудники ТОИ с городской администрацией организовывали первоапрельские юморины с шествием по городу и выступлениями на разных площадках.
Культурная жизнь объединяла не только молодёжь разных институтов ДВНЦ, но и студентов Дальневосточного госуниверситета, молодых городских художников, поэтов и музыкантов. Со временем этот неформальный союз разродился созданием в 1979 году Молодёжного театра ДВНЦ, вероятно наиболее значимым культурным достижением того периода. Это уже было не просто развлечение, а действительно культурное явление в городе. До сих пор встречаю людей, которые говорят, что испытали сильнейшее театральное потрясение на таких спектаклях как «Танго» по пьесе С. Мрожека, «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада» по пьесе П. Вайля, «Перламутровая Зинаида» по пьесе М. Рощина. Всё тут сошлось – запрос на правду, на новые театральные формы, энтузиазм любителей. Как говорил английский режиссёр Питер Брук: «Театр бывает «живой» и «мёртвый», а не профессиональный и любительский». «Мёртвый» театр – не редкость в помпезных зданиях с колоннами и бархатным занавесом, а самодеятельность иногда порождает «живые» спектакли, если они отвечают запросам людей и времени. Театр просуществовал до 1992 года, а о его истории можно прочитать здесь.

Во второй половине 1980-х наступила перестройка. Открылись шлюзы и на городские площадки, вроде Дома молодёжи, вылез андеграунд: неформальные (как тогда говорили) барды и поэты, рок-группы (помню «Туманный стон», «Третью стражу», а «Мумий Тролль» появился позже). В начале 1990-х зарплаты настолько упали, что научным сотрудниках пришлось выживать. Кто-то ушёл в бизнес, кто-то эмигрировал. А тем, кто остался в науке, было уже не до культурной жизни. Научная среда, как и всё общество, постепенно атомизировалась. И у людей появились другие интересы и возможности.
Время ушло, но хорошее было время.
Член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук Сергей ПРАНЦ
Фотографии предоставлены автором