Главное

Опубликовано 24.12.2025 13:41

К 55-­летию ДВНЦ АН СССР

 

От студенческих посиделок до «живого» театра: рождение и расцвет Молодёжного театра ДВНЦ

 

С.В. ПранцК 55-­летию ДВНЦ АН СССР/ДВО РАН меня попросили в профкоме ДВО написать краткие воспоминания о культурной жизни в Дальневосточном научном центре в 70 – 80­е годы прошлого века. О науке к юбилею напишут и без меня. Тех же, кто был тогда в центре культурно­развлекательной жизни ДВНЦ, осталось, думаю, немного. «Иных уж нет, а те далече».

Помимо зрелых мужей, руководителей направлений, в ДВНЦ тогда потянулись выпускники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико­-технического института, Московского инженерно-­физического института, Ленинградского государственного университета и других вузов. Я приехал во Владивосток из Калининграда готовить дипломную работу 50 лет назад, в декабре 1975 года, и застал период становления ДВНЦ. Поехал вслед за своим учителем, доктором физико­математических наук, профессором Уно Хермановичем Копвиллемом, из одного «кармана» страны в другой по диагонали, да так тут и остался. Тихоокеанский океанологический институт (ТОИ) во Владивостоке только-­только оформился в самостоятельное учреждение. Молодой директор, Виктор Иванович Ильичёв, начал набирать сотрудников в новый институт. То же происходило и в других научных учреждениях. Большинство молодёжи селилось в общежитиях на ул. Кирова 64 и 62.

Как-­то сразу получилось, что общежития, особенно на Кирова 64, где проживали в основном несемейные, стали центрами общественной активности. В те годы там обитало много интересных персонажей, не только научные сотрудники. Несмотря на застойное время, создалась своего рода критическая масса творческих людей, которая и запустила «реакцию» культурно­-развлекательной активности в ДВНЦ.

Нужно подчеркнуть, что это была именно самодеятельность, которую никто не направлял и не возглавлял. Более официозным местом культурной жизни ДВНЦ был Дом учёных на Ленинской (ныне ул. Светланская). Там работали английский клуб и литературный клуб, устраивались разные мероприятия, где можно было встретить как докторов наук, так и аспирантов. Выступали академический хор «Коллаж» и студия современного танца под управлением Ольги Бавдилович. Участники клуба любителей кино совместно просматривали интересные фильмы в кинотеатрах города с последующим обсуждением. Были тесные связи с клубом любителей балета «Терпсихора» из новосибирского академгородка. Они привозили во Владивосток балетные труппы и лауреатов конкурсов бальных танцев. Впервые увидел тогда фильм Мориса Бежара «Болеро» с Майей Плисецкой. Приезжали интересные исполнители, с которыми устраивались неформальные встречи на квартирах: певица Елена Камбурова, группа «Звуки Му» с Петром Мамоновым и другие. Возникли тесные отношения с Приморским краевым драматическим театром им. М. Горького под руководством Е.Д. Табачникова. Сотрудники ДВНЦ принимали активное участие в ежегодном фестивале «Приморские струны» на Шаморе, куда приезжали барды из Москвы, других городов, выступали приморские исполнители.

Молодёжь развлекалась по­своему. Тематические дискотеки ДВНЦ «Полидиск» были не просто танцами с диджеями, а мероприятиями с культурной программой, посвящённой той или иной стране. Дискотеки проводились на разных площадках города и вывозились в другие города Приморского края.

 Сцена из спектакля «Преследование и убийство Жан­-Поля Марата...», слева С. Пранц

В течение нескольких лет сотрудники ТОИ с городской администрацией организовывали первоапрельские юморины с шествием по городу и выступлениями на разных площадках.

Культурная жизнь объединяла не только молодёжь разных институтов ДВНЦ, но и студентов Дальневосточного госуниверситета, мо­лодых городских художников, по­этов и музыкантов. Со временем этот неформальный союз разродился созданием в 1979 году Молодёжного театра ДВНЦ, вероятно наиболее значимым культурным достижением того периода.  Это уже было не просто развлечение, а действительно культурное явление в городе. До сих пор встречаю людей, которые говорят, что испытали сильнейшее театральное потрясение на таких спектаклях как «Танго» по пьесе С. Мрожека, «Преследование и убийство Жан-­Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада» по пьесе П. Вайля, «Перламутровая Зинаида» по пьесе М. Рощина. Всё тут сошлось – запрос на правду, на новые театральные формы, энтузиазм любителей. Как говорил английский режиссёр Питер Брук: «Театр бывает «живой» и «мёртвый», а не профессиональный и любительский». «Мёртвый» театр – не редкость в помпезных зданиях с колоннами и бархатным занавесом, а самодеятельность иногда порождает «живые» спектакли, если они отвечают запросам людей и времени. Театр просуществовал до 1992 года, а о его истории можно прочитать здесь.

Выход на поклон. Спектакль «Общественное мнение». С. Даутов, Е. Егоров, Е. Слинько, В. Зимина, В. Емец, О. Макарова, Л. Шишкина, Е. Дмитриева

Во второй половине 1980-­х наступила перестройка. Открылись шлюзы и на городские площадки, вроде Дома молодёжи, вылез андеграунд: неформальные (как тогда говорили) барды и поэты, рок­-группы (помню «Туманный стон», «Третью стражу», а «Мумий Тролль» появился позже). В начале 1990-­х зарплаты настолько упали, что научным сотрудниках пришлось выживать. Кто­-то ушёл в бизнес, кто­-то эмигрировал. А тем, кто остался в науке, было уже не до культурной жизни. Научная среда, как и всё общество, постепенно атомизировалась. И у людей появились другие интересы и возможности.

Время ушло, но хорошее было время.

 

Член­-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-­математических наук Сергей ПРАНЦ

Фотографии предоставлены автором