В современной промышленности большие перспективы прочат аддитивным технологиям. Это метод создания трёхмерных объектов, деталей или вещей путём послойного добавления материала. Например, с помощью 3D-технологий.
Дальний Восток, где ключевыми драйверами роста являются судостроение, авиационная промышленность и энергетический сектор, внедрение аддитивных технологий способно обеспечить качественное ускорение и модернизацию производств, а также снижение зависимости от внешних поставок. Каковы действующие проекты, связанные с применением аддитивных технологий на Дальнем Востоке? Каким образом 3D-технологии могут способствовать эффективному замещению импорта в условиях международных ограничений и что препятствует их масштабированию? Какая государственная поддержка необходима для ускорения темпов использования аддитивных технологий в регионе? Эти и другие вопросы обсудили учёные, представители федерального правительства, бизнеса, вузов на прошедшей на полях X Восточного экономического форума-2025 сессии «Новые слои прогресса: аддитивные технологии для развития Дальнего Востока».
Директор департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли России Валерий Вячеславович Пивень подчеркнул что практически все технологии, которые нужны для развития производства на Дальнем Востоке, уже есть в России. Заказчику могут быть предложены даже серийные машины. На Дальнем Востоке такие технологии могут и должны стать драйвером для модернизации ключевых отраслей, но для этого, по мнению эксперта, необходима локализация производства и снижение зависимости от импорта.
Вице-президент РАН, председатель ДВО РАН академик Юрий Николаевич Кульчин, который стал одним из спикеров сессии, обратил внимание на проблему, которая требует решения для активного внедрения и использования аддитивных технологий: уже сейчас необходимо готовить специалистов для новых отраслей промышленности.
— Переобучение действующих специалистов — не всегда эффективное решение. Гораздо продуктивнее готовить кадры параллельно с реализацией самого проекта. Классический пример — судостроение: экипаж для нового судна начинают подбирать и готовить уже на стадии его строительства. Это позволяет команде глубоко изучить все особенности и технологии будущего судна. Именно по такому принципу мы создали у себя кафедру «Фотоника и цифровые лазерные технологии». Одно из её направлений связано с новыми технологиями – готовим квалифицированных кадров для реальной экономики, предприятий-партнёров непосредственно под их текущие и будущие проекты», - привел пример Ю.Н. Кульчин.
X Восточный экономический форум проходил 3-6 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета. Главная тема ВЭФ в этом году: «Дальний Восток – сотрудничество во имя мира и процветания». В форуме принимала участие делегация ученых ДВО РАН.