Сохранить открытия для науки и будущих поколений поможет криокамера, которая пришла на смену банкам с заспиртованными организмами. В Ннаучном центре морской биологии ДВО РАН появилось оборудование, которое способно сохранять биоматериал на многие годы вперёд. Подробности выяснила Виктория Лабецкая.
На вид ‒ обычная жидкость, но на самом деле в этих колбах ‒ богатая коллекция дальневосточных микроводорослей. Среди съедобных видов, которыми питаются моллюски, есть токсичные. Накапливая яды, они могут стать причиной отравлений и расстройств нервной системы у людей.
Татьяна Морозова, научный сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН:
‒ Чтобы сохранить эти виды, мы должны их заморозить в криобанке, чтобы потом использовать для различных экспериментов.
Виктория Лабецкая, корреспондент:
‒ Это помещение ‒ морской биобанк. Вокруг находится современное оборудование ‒ автоматизированные системы хранения. Внутри ‒ образцы морских организмов. Случись катастрофа, ученые смогут воссоздать наш мир. Так ли это на самом деле?
Татьяна Орлова, ведущий научный сотрудник Национального научного центра морской биологии:
‒ В распоряжении нашего Национального научного центра морской биологии ДВО РАН появилось уникальное оборудование. Это самые современные системы, автоматические системы хранения биологического материала. Мы можем хранить образцы при температуре минус 83-86 градусов.
Принцип сохранения всего живого, что есть в море, показывает молодой ученый Олег Борзых. В эту установку он помещает образцы ‒ ткани, клетки, личинки или химические соединения, то есть любых морских существ. Потом уже робот перемещает их в отдельную пробирку со своим штрихкодом, в котором содержится подробная информация о биоматериале.
Олег Борзых, младший научный сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН:
‒ Плашку с закрытыми пробирками мы помещаем в само криохранилище на хранение. Здесь все. После этого, по необходимости, можно вынуть как весь штатив, так и отдельную пробирку.
Ученые из других институтов ДВО РАН и студенты такой современной установки никогда не видели. В их понимании криохранилище ‒ это огромные металлические шкафы, где в огромных банках хранятся заспиртованные организмы. Но нет. В 21 веке все лаконично и высокотехнологично.
Подобные биобанки есть по всему миру. В российской биологической науке ‒ первый. Такой современный «Ноев ковчег» открывает нашим ученым безграничные возможности для исследований мирового океана.
Андрей Адрианов, директор Национального научного центра морской биологии ДВО РАН академик:
‒ Мы занимаемся сохранением уникального морского биоматериала для будущих поколений, так как невозможно тратить безумные деньги на глубоководные экспедиции. Но вы можете посмотреть, в каком биобанке есть материал именно в том виде, в котором нужно для ваших исследований, приехать сюда и получить материал.
Комплекс рассчитан на 80 тысяч ячеек ‒ этого хватит, чтобы заполнить хранилище имеющимися образцами и дополнить новыми. Доступны они будут для биологов в любой точке мира.